От топота копыт…
Герой дня художник Жумакын КАЙРАМБАЕВ немного переживал, что ни министра, ни акима города не было на открытии его выставки. Но посетителей отсутствие чиновников не расстроило - толпа была неимоверная.
Заходили в зал группами. Людская волна подхватывала гостей вернисажа и несла то к инсталляции с подковами, то к массовому селфи с автором, прибивала к красавцам в чапанах, и люди едва успевали здороваться друг с другом в этих водоворотах. Самые расторопные могли на лету ухватить баурсак, которыми одаривали посетителей прямо в зале.
Что же такое произошло в музее им. Кастеева и что повторится через несколько месяцев в национальном музее столицы? Это юбилейная выставка Кайрамбаева и нескольких поколений его учеников, уже ставших самобытными мастерами и даже друзьями живописца. А главной темой стали кони.
- Я думал сделать отчетную выставку по случаю 70-летия, - улыбается юбиляр, - но самому уже трудно все устраивать, давление шалит. А тут оказалось, что мои ученики опять хотят сделать совместный проект и уже даже начали работать над ним. Однажды попросили прийти, рассказали, как все задумали, фонтанировали идеями. Я был только рад, что не надо самому заниматься всеми делами. Но еще больше удивился, что не пришлось оплачивать ничего: и в Алматы, и в Астане музеи выделили нам помещение бесплатно. Первый раз такое! В Астане мы откроем выставку в октябре, и продлится она аж до нового года. Что касается главной темы, мы подумали так: во всем мире коней почитают, гордятся, любуются, но чтобы сделать вот такую большую выставку, посвященную им, - такого я не знаю.
Жумакын вообще обладает удивительным свойством объединять людей. Это уже четвертый раз, когда, вместо того чтобы сделать персоналку, он готовит большой проект с учениками и друзьями. Его даже просили организовать какое-то неформальное объединение художников, раз это так хорошо получается. На этот раз участники задали себе общую тему, тем более что все очень любят изображать коней. Проект назвали “Перiште iзi” - “След ангела”, так казахи говорят про горсть земли с отпечатком конского копыта. Ее могли положить под подушку ребенку в колыбели, в воду во время купания младенца. Словом, даже след коня считался мистическим, оберегающим от неприятностей и помогающим по жизни. Ну а само животное и вовсе было неотделимо от жизни и быта кочевника.
Чтобы создать аутентичную атмосферу, художники на открытие выставки пришли в чапанах. Но не в блестящих золотом поделках, купленных на барахолке, а в красивой и стильной одежде, сочетающей и старые традиции, и современную любовь к этнике. Словом, глаза разбегались.
Всего Жумакын воспитал более 150 живописцев, но в этот проект вошел 21 автор. Все очень разные по темам и по стилям. Объединяет их неожиданная смелость, легкость, радость от любимой профессии. Оралбек КАБОКЕ устроил инсталляцию: под своей картиной “Сон Камбара” расстелил пеструю корпешку, положил под голову седло и прилег тут же. Все желающие поговорить с автором укладывались рядом.
- Наш отдых - это тоже важная часть жизни, - уверен Оралбек. - Я так много всегда работал и подумал, почему бы прямо на вернисаже не устроить себе заслуженный отдых, насладиться этим прекрасным моментом, делать наконец-то что я хочу, общаясь с людьми. Ну а тема лошади близка здесь каждому. Историки говорят, что первые всадники были именно на наших территориях, так что это у нас в крови, в генетическом коде, через образ коня можно передать любые темы: и философские, и бытовые.
- Мы же номады, в сущности, казах без лошади - это не совсем казах, - философствует Талгат ТЛЕУЖАНОВ. - Я сам вырос в селе и помню, что детей чуть не с года сажали на лошадь. Причем мы настолько любим коней, это часть нашего мира, философии и друг, и ценность. Так любим, что… в особом случае можем и съесть его. Вот такая объемлющая любовь. Другим народам сложно понять такие чувства.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы