Напои меня водой!
Казахстанец Елдос АЙБЕКОВ имеет необычное увлечение - он копает колодцы в тех африканских деревнях, где люди пьют воду из рек и луж
Эта необычная идея возникла у 32-летнего Елдоса пять лет назад. Работая в компании по установке фильтров для очистки воды, он решил выкопать колодец где-нибудь в казахстанской глубинке. Правда, от этой затеи совсем скоро пришлось отказаться: куда бы он ни обратился, получалось, что там или есть водонапорная башня, или строят водопровод, или ремонтируют имеющийся.
- Некоторые селяне, через которых я пытался узнать о водной проблеме в их населенных пунктах, просто просили выкопать им септик, - вспоминает Елдос.
В итоге Айбеков устремил свой взор на… африканские деревни. Такими были итоги мозгового штурма, который он устроил в коллективе: пусть что-то хорошее останется после нас, за что нас будут благодарить люди, а потомки гордиться. Тогда же решили откладывать каждый месяц по небольшой сумме для осуществления своего проекта.
- Мы решили ехать в одну из угандийских деревень Наноко. Ее нам определил Международный фонд развития Нгали, в который мы обратились. Выяснилось, что там люди пьют воду прямо из реки. Там же, где купаются, куда водят на водопой скот, - рассказывает Айбеков.
Необходимая сумма накопилась к весне прошлого года, после чего казахстанец с единомышленниками отправился в далекую Африку. В Наноко перед благотворителями предстала картина ужасающей бедности. Обувь была только у одного человека, большинство детей бегали голышом, в самой деревне ни света, ни воды, а еду готовили на обычном костре.
- По сути, это и есть ответ на вопрос, почему местные жители не копают себе колодец сами. Там даже лопату купить не на что, - говорит Елдос. - Уганда - страна, в которой в переводе на наши деньги среднемесячная зарплата составляет чуть более 18 тысяч тенге. Но доход у населения намного ниже. Помимо этого строительство скважины требует определенных знаний - ее просто так не установишь, необходимо искать подземный источник, который бы не иссяк через пару лет.
Такой после нескольких недель разведывательных работ нашелся, еще месяц заняла установка скважины. Презентация колодца стала настоящим событием для нанокийцев, словно в селе открыли нефтяную скважину и отдали во владение самим жителям.
- В самом начале, когда мы пришли на деловую встречу с местным вождем, поставили лишь одно условие: не продавать воду никому, а давать бесплатно, ведь за ней будут приходить люди и из соседних деревень, так как вода - это общее благо, - продолжает Елдос. - Вождь сразу согласился, он оказался верующим человеком. Его сын в итоге стал смотрителем этого колодца. Его семья была горда тем, что он удостоился такой невероятной ответственности и чести.
С тех пор прошел почти год. За это время казахстанец со своими единомышленниками установил скважину и сдал колодец с чистой питьевой водой в Нигере и Пакистане. Сейчас работает над четвертым колодцем в одной из гамбийских деревень. По словам мецената, благотворительность заставила его по-другому смотреть на жизнь и научила замечать любые радости.
- Будучи в Африке, по случаю Наурыза мы решили организовать раздачу плова. Как назло, рис слипся, и получилась каша. Но, пока еда готовилась, все местные жители более часа с тарелочками в руках терпеливо ждали в очереди. Надели свои единственные лучшие одежды, мило шутили, и никакой давки и ругани.
Я невольно вспомнил, как у нас проходят такие акции: стоит объявить о бесплатной раздаче донеров или мороженого, как тут же возникает скандал с обязательным видеоподтверждением в соцсетях, - замечает Айбеков. - Здесь же люди искренне благодарили за кусочек хлеба и тарелку еды. Увидев их стесненные обстоятельства, я раздал свои вещи: брюки, обувь и другие предметы. Ощущение было, что я одарил их норковыми шубами и дорогими пальто!
Сами африканцы и пакистанцы оказались невероятно скромными, миролюбивыми и открытыми. Бедность никак не сказалась на их характере, к тому же люди очень добрые и готовы поделиться последним, что у них есть. При этом у африканцев, на взгляд мецената, очень много общего с казахами.
- Ну там тоже никто не пунктуален, и на тои приходят с приличным опозданием! - смеется Айбеков. - Еще меня позабавила привычка местных здороваться так же, как наши, западные: “Хабари?!”, то есть “Не хабар?!” (русский эквивалент “Какие новости?!”). Африканцы также знают и свято чтут своих семерых дедов - жеті ата. Играют в… тогыз-кумалак. И конечно, такие же гостеприимные. Признаться, у меня ни разу не возникло там ощущения, что я среди чужих - все казались своими, близкими.
Очень поразило казахстанца жилье в африканских деревнях. Люди обустраиваются в круглых компактных домах с крышей из плетеного камыша. Их площадь около 10 квадратных метров. При этом в каждой семье по восемь-девять детей. У богатых можно увидеть на полу плетеные из камыша коврики, бедные спят прямо на земле.
- Вот и весь африканский баспана-хит, - говорит Елдос Айбеков. - Вообще, поездка по Африке и Пакистану заставила меня, если можно так выразиться, переродиться. Я бы не назвал себя сентиментальным человеком, но, видя, как люди там радуются мелочам, был тронут до слез, а еще по-настоящему осознал, что значит быть благодарным судьбе, Богу.
Казахстанец вспомнил горы хлеба, которые у нас образуются на мусорных площадках:
- Его валяется столько, что даже собаки могут позволить себе не есть - живот лопнет. А еще наша привычка не экономить на коммунальных благах, расходовать, к примеру, для мытья трех пиал ведро воды. Добавьте сюда бездумную трату денег на те же тои и многое другое.
Я впервые в полной мере ощутил, какой счастливый, хотя для этого мне пришлось отправиться в Африку. Осознал себя невероятным богачом и как-то по-новому взглянул на Казахстан. У нас все есть, мы образованные, можем позволить себе путешествия в другие страны, у нас есть возможность защитить свои права, государство дает много возможностей реализовать себя, начать свой бизнес - просто не ленись, бери и действуй…
А как у нас?
В Казахстане до 2025 года в рамках Национального проекта развития регионов поставлена задача обеспечить все города и села чистой питьевой водой. На сегодня доступ к услугам водоснабжения в стране составляет более 96 процентов.
В Актюбинской области в 2022-м из бюджета на водоснабжение сел выделено 5,5 млрд тенге. По итогам года 98 процентов населения области были обеспечены питьевой водой.
Вместе с тем в регионе на сегодня актуальна проблема реконструкции имеющихся водозаборов, а также строительства новой канализационно-очистной станции. Эти проекты планируется начать в 2024 году при финансировании из республиканского бюджета. После их реализации власти рассчитывают обеспечить стабильным водоснабжением Актобе еще на 40 лет.
Акмарал МАЙКОЗОВА, фото Якова ФЕДОРОВА, Актобе