Коней седлают настоящие мергены
В Алматинской области обучают детей красивой и зрелищной забаве джигитов-кочевников - жамбы ату. Метят конные стрелки в очень нестабильную мишень жамбы, подвешенную на конском волосе. Крутой стрелок перебивает стрелой подвес, на котором мишень качается. Мы побывали на тренировке юных мергенов, самому суровому из которых всего пять лет.
Несмотря на юный возраст, Абзал стрелок очень даже опытный. Лук в руках держит с трех лет, ездит верхом. У него даже конь свой имеется - такой же резвый и веселый годовалый жеребенок, тайчик. Стрелять Абзалу нравится - еще бы, ведь его папа тренер. У энтузиаста Алдияра НУРГАЗИЕВА есть еще и три дочери, все увлеченные стрельбой. Метко в цель бьет и супруга - воспитать в спутнице жизни стрелка пришлось, чтобы развивать национальный спорт и среди прекрасного пола. Поэтому жены мергенов, как правило, стреляют неплохо. Это, смеясь признает Алдияр, всегда очень укрепляет взаимопонимание в семье.
- Раньше, когда устраивали это состязание ханы и баи, жамбы была золотой и серебряной. Размером она была с конское копыто и могла весить до двух килограммов. Победителю доставались не грамоты и медали, а сама мишень. А еще возможность войти в число нукеров влиятельного человека или даже стать его зятем. Сейчас мишень деревянная, но искусно украшенная ювелирами мельхиором. И мы, чтя традиции, также дарим ее победителю турнира, - раздвигает завесу веков Алдияр Нургазиев.
Именно к нему домой (с местами для тренировок страшная напряженка) в поселок Балтабай трижды в неделю приезжают местные мальчишки и девчонки. Сейчас у Алдияра около 35 учеников. Рассказами об удали былых героев наставник прокачивает дух, изнуряющими физическими тренировками - тело. Тренер настаивает: лук в руки брать нужно каждый день. Сначала, конечно, стреляют стоя на своих двоих, двигаются возле мишени, пружинят ноги, приседая, словно бы едут на коне. Когда тренер чувствует, что стрелок дозрел, начинаются занятия верхом.
Важный пункт в огранке настоящего мергена - стать одним целым с конем. Лошадью стрелок управляет только ногами, руки и глаза работают в своем ритме - стрелять нужно на опережение. А начинается этот красивый дуэт с самой трудной и запашистой работы: ученики убирают за лошадьми, чистят их, кормят.
Обучение лошадей - отдельная наука. На состязаниях резвый конь прибавляет шансы на победу. И поскольку игра в кокпар у нас пока более распространена, чем стрельба верхом, чаще всего лучникам приходится или брать совсем зеленого, но перспективного жеребенка, или же переучивать жеребцов кокпарских. С ними процесс идет сложнее, ведь лошади, привыкшие к ударам камчи, пугаются, когда лучник вскидывает руки.
- Очень терпеливо мы приучаем их к тому, как звучит тетива, как пахнут лук и стрелы, к тому, что, если всадник поднял руки, больно не будет, - рассказывает Алдияр.
Интересный он человек: метеоролог по образованию, однажды словно уловил, что не туда несет его ветер судьбы, решил взять да и попробовать возродить древнее искусство стрельбы кочевников. Сначала это напоминало игру: на джайляу близ обсерватории Ассы Алдияр собрал нескольких игроков в кокпар, луки им раздал, мишени навесил. Надеялся, что руки потомков номадов сами вспомнят, как верно положить стрелу на тетиву. Сделал несколько фото. Позже эти снимки каким-то образом появились в сети. Спустя несколько лет к Алдияру, который изготавливал луки, обратились, чтобы он взялся за тренерскую работу. А он получил второе высшее образование и защитился на кандидата в мастера спорта по классической стрельбе.
- Раньше всех решили развивать жамбы ату в Шымкенте, и я на три года по контракту уехал туда тренером, - рассказывает Алдияр. - Вернулся в Алматы незадолго до первых в республике соревнований. Мне нужно было срочно и здесь подготовить таких же сильных ребят. Мой ученик, тогда девятиклассник Ерболат НАРУЛ, стал открытием того чемпионата. Сегодня он в национальной сборной по стрельбе из лука верхом.
Иногда, когда для тренировки нужно пространство помасштабнее или лошадей побольше, Алдияр Нургазиев договаривается, чтобы позаниматься со своими стрелками на ближайшем ипподроме. Там ребята учатся взаимодействовать с разными лошадьми, примериваются к тому, как располагаются мишени на соревнованиях.
Их, кстати, три, и расположены они все на расстоянии 30 метров друг от друга. Лошадь долетает от одной до другой секунды за три. За это время всаднику нужно успеть зарядить лук и выстрелить. На каждом следующем этапе расстояние между мишенями сокращается. Меньше становятся и мишени, диаметр первой - метр, идущая следом - уже 60 сантиметров. Первые две мишени еще и повернуты каждая под своим углом, и всаднику нужно извернуться и не промазать. Он скачет галопом, стреляет, собирая очки в зависимости от того, куда попал.
Последней размещается обычно именно мишень жамбы. Это заключительный этап состязаний, до которого добираются самые искусные стрелки. Важны не только хорошая физическая форма и глазомер, но и интуиция.
- Сложно подобрать слова, чтобы описать, что испытывает стрелок, - скромничает 15-летний Курбанжан ХАНГЕРЕЙ.
Он на лошадь сел впервые полтора года назад, но уже проявил себя: занял первое место среди ровесников на состязаниях в Шымкенте.
- Если я вижу мишень, забываю обо всем. Я и конь - уже одно целое. Стрела летит со свистом. Вот оно, счастье! - рассказывает Курбанжан.
Юлия ЗЕНГ, Алматы