2566

Цифровое небо

Пилоты, стюардессы ну и авиадиспетчеры - многие уверены, что именно на них держится все наше небо, только благодаря им возможны наши комфортные и безопасные полеты. Это не совсем так! Там, на земле, целая команда. В ней и метеорологи, и медслужба, и инженеры. ­

Цифровое небо
Ни один взлет, ни одна посадка невозможны без точной и понятной карты воздушного пространства.

А есть еще и те, кто в принципе делает путешествие по небу и возвращение на землю возможными. Это картографы и дизайнеры летных процедур! Звучит-то как красиво и романтично, а на деле у них гиперответственная и очень сложная работа!

Все эти специалисты работают в “Каз­аэронавигации”. Есть в центральном аппарате целый департамент по управлению аэронавигационной информацией. А сотрудники одного из его отделов умещают все небесные тропинки, наземные препятствия для самолетов и огромный объем информации о самом аэродроме в электронную базу. То есть делают все маршруты да подлеты для самолета ясными, видимыми как на ладони.

Таких крутых ребят в отделе всего шесть. А трое из них вообще редкие кадры. Они единственные в республике могут создавать цифровые карты воздушных пространств.

Один из таких уникумов - начальник отдела Ернат КУРАЛБЕКОВ. А ведь его отдел мог и недосчитаться такого нужного спеца, если бы лет 15 назад у него все-таки получилось сесть в кабину пилота.

Ернат Куралбеков знает, как можно в воздухе “притормозить” летящий самолет.

- Как и любой мальчишка, грезил небом, мечтал стать пилотом, но не прошел медкомиссию. Хотя в Академию гражданской авиации я все же поступил, выпустился специалистом по авиационным приборам. Пробовал пойти в дис­петчеры, но и там не прошел медкомиссию. Так как я хорошо учился в университете и умел рисовать, меня пригласили работать в отдел дизайна летных процедур и картографии в “Казаэронавигацию”, - вспоминает начальник отдела дизайна летных процедур и картографии Ернат Куралбеков.

Но диплома и хороших навыков в черчении мало. Прежде чем попасть в команду, вспоминает Ернат, пришлось всерьез пере­учиваться. Отличную первоначальную подготовку, а потом и повышение квалификации он проходил в Латвии. Кстати, навыки свои совершенствует практически все пятнадцать лет, что здесь работает. Учился и в Азербайджане, и в Украине, а также в Чехии, Германии и ОАЭ. Новыми знаниями буквально горел, ведь картография и дизайн - это так увлекательно. Без твоих расчетов, дизайна и схем ни один самолет не взлетит, не сядет! Особенно интересно стало работать последние лет пять. Именно в этот период началась цифровизация всей аэронавигационной информации.

- Увеличивается воздушный транспортный поток, соответственно, растет количество аэродромов. Поэтому растут и требования к безопасности полетов. Одно из них - это подготовка и создание электронных данных о местности и препятствиях, картографических данных самих аэродромов и воздушного пространства, - рассказывает Ернат Куралбеков.

Теперь на портале “Казаэронавигации” в разделе аэронавигационной информации есть все данные, которые необходимы казахстанским и международным авиакомпаниям, их пилотам и диспетчерам для планирования полета. Допустим, есть список воздушных маршрутов, которые проходят через наше небо.

- Есть все нужные данные по этому маршруту. Например, у нас между Алматы и Астаной будет проложен маршрут, он состоит из нескольких участков, и на каж­дом из них будут свои особенности. Их можно увидеть, изучить на электронной маршрутной карте. Мы также занимаемся публикацией всех изменений на воздушных трассах. Там могут быть долго­срочные и краткосрочные изменения, могут быть внесены корректировки в правила использования воздушного пространства, - увлеченно перечисляет Ернат Куралбеков.

Помимо того, где летать, пилот должен понимать еще и то, куда ему предстоит посадить самолет: что за аэродром? чем он оснащен? какие у него технические фишки? Именно поэтому картографы создали базу данных аэродромов. Это своего рода цифровой порт­рет с большой детализацией, то есть показано не только расположение воздушной гавани, но и все характеристики ее объектов.

- Указаны контактные данные каждой службы на этом аэродроме. Можно также увидеть длину и ширину взлетно-посадочной полосы, координаты превышения порогов, какие средства посадки имеются. В общем, все, что нужно для безопасной и комфортной посадки на этом аэродроме, - уверяет картограф.

А еще, говорит Ернат, такая цифровая база данных - это не только удобство, но и отличный маркетинг. Чтобы вылетать и совершать посадку на каком-либо аэродроме, пользоваться его услугами, нужно о нем не только знать, но и прочитать его на техническом языке.

- Допустим, вы бизнесмен и планируете инвестировать в туристическую отрасль в Казахстане, выбираете для этого Южный Казахстан. Климат хороший, и достопримечательностей много. Решаете построить новый ­аэродром ближе к необходимым объектам. Длинную полосу построили, технически полностью оснастили. Вы организовали пограничный контроль, чтобы принимать международные рейсы, есть терминалы и все необходимое для пассажиров. Про открытие вашего аэропорта даже написали в новостях. Но! Туда никто не будет летать. А причина вот в чем: чтобы потенциальным клиентам, то есть авиакомпаниям, понять, где они будут приземляться, что их ждет, им нужны электронные данные, карты аэродромов.

Кстати, создать такую цифровую карту совсем непросто. К примеру, для нового аэродрома в Туркестане ее готовили около полутора лет. Для начала нужно, чтобы на самом объекте произвели съемку и предоставили все данные. Но сразу их в разработку не возьмут. Потребуется верификация, то есть проверка информации: а можно ли ее вообще использовать?

- Получается, геодезист идет со своим прибором на взлетно-посадочную полосу, определяет координаты, записывает это все в цифровом виде, передает через сам прибор на компьютер, там производится обработка, и нам уже предоставляют отчет. Мы видим, на каком оборудовании производилась съемка, с какой точностью, когда это оборудование проходило метрологию. Потом мы смот­рим, насколько эти данные вообще могли бы быть применимы, и дальше приступаем к обработке. И только после этого готовятся сами карты, - уточняет картограф.

Визуализаторы также подготовили и схемы захода на посадку, то есть оцифровали картинку местности вокруг разных аэродромов и все ее возможные препятствия - от гор, долин и водоемов до различных зданий. Сегодня специалисты создали такие цифровые карты для восьми самых крупных воздушных портов страны.

- Существует очень много нюансов на каждом аэродроме. Помимо рельефа местности, тех же алматинских гор, существуют зоны ограничения, над которыми нельзя пролетать. Например, если посмотреть траекторию захода на посадку на аэродром Алматы, то будут видны очертания города, и пилот может увидеть, например, препятствие в виде антенн, это также указано в наших схемах. Или, допустим, храм в районе пожарки, что на пересечении проспекта Суюнбая и улицы Хмельницкого. И это тоже препятствие для самолета, в отношении которого мы должны построить схему полета и траектории, чтобы они были безопасными, - уточняет Ернат Куралбеков.

Есть на портале и схема воздушного пространства, то есть в этом периметре самолет взлетает и набирает высоту или приземляется. За всем этим движением следит диспетчер. Понятно, что трафик бывает очень интенсивным. Чтобы не допустить конф­ликтной ситуации между небесными машинами, то есть критического сближения, специалист должен постоянно регулировать их маневры.

- Допустим, два самолета движутся из разных направлений и по скорости летят так, что могут прийти в одно и то же время, тогда диспетчеру нужно один из них немножко притормозить. Но он не может его реально остановить, значит, ему нужно увеличить путь воздушного судна. А если он сделает путь длиннее в сторону, откуда летит третий самолет? Получается, ему нужно видеть, как лучше развести все самолеты. И такие схемы у нас есть. По ним можно задать нужные траектории пилоту, - объясняет Ернат.

Что в итоге дает такая цифровизация? Прежде всего оптимизацию работы всех специалистов - от пилота, диспетчера до операторов наземного транспорта. Стало проще оперировать даже такими крупными аэродромами, как в Алматы и Астане.

Ну и наше небо, можно сказать, стало более привлекательным для авиакомпаний. Любая международная авиакомпания может открыть базу и познакомиться с нашими трассами, движением, стоянками. Пассажиры, конечно, такой информацией не пользуются. Но от нее зависит организованный и безопасный полет! Вот сколько преимуществ от работы картографов и дизайнеров. Возможно, и хорошо, что Ерната не взяли в пилоты. Сейчас он на своем месте.

- Что я ощущаю, когда смотрю на самолеты в небе? Да, пилотом я не стал. Но когда самолет взлетает, я знаю, что он поднялся и сядет в том числе благодаря нам, - подводит итог работы отдела Ернат Куралбеков.

Елена БАХАРЕВА, Астана

Поделиться
Класснуть