4421

Быстрый беркут любую добычу возьмёт

Выбрать лучшего в охоте с ловчей птицей или молнией-тазы собрались более сотни участников со всей страны. И гостей позвали - хранители традиций из Китая, Турции, Монголии и Кыргызстана приняли участие в казахстанском турнире по национальным видам спорта "Сонар-2022".

Быстрый беркут любую добычу возьмёт

Пыхтят джипы, ржут кони, рвутся с поводов тазы. Только кусбеги - охотники с птицей - хранят спокойствие. Нипочем им мороз и ветер. Смотрят в степь и еле слышно говорят о чем-то своем с другом-хищником. И не важно, сколько лет охотнику - семь или 90, есть в лице и во взгляде что-то их объединяющее.

Тоненькая девочка-кусбеги поворачивается спиной к порывистому ветру: теплее будет ее напарнице - трехлетней беркутице. Смеется: они настоящие подруги, Кусбала секретов не выдаст. Приехала юная Айзере МАРКС из Восточно-Казахстанской области. С ней фотографируются иностранцы, для которых турнир традиций - развлечение выходного дня. Старики подходят и благословляют.

Семья Айзере перебралась в Казахстан около 15 лет назад из Монголии. Три брата - Горький, Маркс и Народ - привезли своих домочадцев, а еще бережно сохраненные традиции и культуру. Супруга Маркса, мастерица Шекерман, шьет циновки из сорго, вышивает, ткет ковры, делает браслеты из кожи. А внучка Айзере оказалась настоящей амазонкой - в восемь лет начала выезжать на охоту.

- Моя Кусбала брала даже волка, - не скрывает гордости Айзере.

Здесь же замечаем самую медийную девушку-кусбеги в Казахстане Айшолпан НУРГАЙЫП. Шутка ли, этническую казашку из Монголии сначала прославили на весь мир снимки израильского фотографа Ашера СВИДЕНСКИ, а потом американский режиссер Отто БЕЛЛ снял ее в своем фильме "Беркутчи".

Сегодня Айшолпан уже студентка, изучает казахскую филологию в университете Сулеймана Демиреля. Учится бесплатно, по приглашению. А вслед за ней на историческую родину собирается и вся семья девушки.

За спиной у Айшолпан семь поколений кусбеги и семейная легенда о любви.

- Больше ста лет мои предки занимались охотой с птицей. Сами ловили, воспитывали. Началось все с того, что в ауле, где жили они, бай обещал щедро одарить того, кто поймает ему беркута для охоты. Пытались многие. Смог только один. Когда пришло время награды, он попросил не золота или коня, а дочь бая в жены, - голос девушки звучит торжественно. Степь слушает.

Морозные дни - лучшие для охоты с птицей, только нужно много ездить верхом, часто в горы. Немногие девочки выдерживают. Айшолпан признается: росла как мальчишка, вот дед и научил ее ремеслу. В восемь лет она уже занималась с беркутами, а в 12 ее птица впервые взяла лису. В 13 лет выиграла чемпионат в Монголии. Там она была единственной девочкой, да еще и самой младшей. Обошла почти 80 мужчин-охотников и установила рекорд - ее беркут вернулся к хозяйке всего за 5 секунд - есть такой этап на соревнованиях. Три года назад Айшолпан выиграла казахстанский чемпионат в Бурабае. Но в этот раз девушка не состязалась - учебы много. Да и беркут ее живет в Монголии, на соревнования его привозят специально.

- Есть традиция - взять будущего напарника в охоте домой птенцом, вынянчить, выкормить. Про них так и говорят: колбала, - рассказывает кусбеги с 30-летним стажем Шаймерден АЗИМ из Текели. - За три дня птенец привыкает к человеку-кормильцу, но потом его нужно научить летать и охотиться.

Миллион хитростей нарабатывались веками. Приучая птицу к высоте, ее сбрасывают сначала с двух метров, потом с крыши. Делают из лисьей шкуры чучело и учат работать с приманкой. Скачут на лошади, тянут "лису" за собой - в птице просыпается желание добычу догонять.

- И только потом знакомят с живой лисой, - продолжает 64-летний аксакал. - Она для молодого беркута опасна, и, чтобы не поранила, ей связывают три лапы и хвост. Первая охота - первый пир. Можно и на настоящую охоту идти.

Но бывает, прицеливается охотник и на взрослую птицу. Проще всего взять из питомника, благо такие в Казахстане есть. Сложнее и исторически правильнее отловить самому. Дело хитрое, хлопотное.

- Два охотника заранее готовят для птицы приманку: зайца или лису. Расстилают сеть, а сами наблюдают издалека, с лошади. Как наестся беркут, начнет чесать крылья - вперед. Сытый и отяжелевший пернатый далеко не взлетит, потихоньку, чтобы не навредить, его и ловят, - делится секретами Диас КУНТУГАН из Семея.

С такой вольной птицей сложнее, конечно, сладить, но это ведь и другой класс - высшая лига. Его беркут Карашолак (так звали легендарную птицу Абая) заметно нервничает. Диас говорит: чувствует приближающееся веселье. И на полном серьезе уверяет: есть тайный язык, на котором общаются кусбеги и его крылатый товарищ.

- Ты воспитываешь его, а он тебя, - улыбаются в серебряные усы акскалы.

В первый день состязаний охотников испытывают на взаимодействие. Глядя на гордых крылатых, послушанием назвать этот этап испытаний язык не повернется. Птицу отпускают, а потом призывают назад. На расстоянии 500 метров нужно найти своего человека и, как положено, сесть ему на руку.

Ястребы и соколы должны показать свое умение бить на лету голубя.

- Сокол для сердца, ястреб - для желудка, - изрекает стоящий рядом аксакал. А мы уверяемся в правдивости пословицы. Полет сокола невероятно красив.

- А ястреб - универсальный солдат, бьет цель без промаха, хоть утку, хоть зайца, - удивляет семилетний Айдар БЕКМУХАН из села Нура Алматинской области. Он, кстати, занял 3-е место среди ястребятников.

До финала дошли семеро участников из Казахстана, Кыргызстана и Монголии. Испытанием в нем для птиц-исполинов станет схватка с лисой и шакалом. Ветер сдергивает пелену тумана. Солнце в зените. Птицы чувствуют добычу, расправляют крылья. И хотя для спокойствия на головах у них кожаный колпачок - тумага, кажется, они видят и будущее поле боя, и то, как выступают их соперники. Для каждого отдельный трофей. Лису несут на точку. Птице открывают глаза. Прицеливаются фотографы. Полет. Секундный поиск жертвы. Пикирование на скорости свыше 100 километров в час. Удар. Мощный клюв, когтистые лапы. Шансов у добычи нет.

А вот и победитель турнира - орел Кунтугана СЕРИКБЕКА. Хваткий. Меткий. Безжалостный. Главный приз - золотая медаль, Кубок и миллион тенге - уезжает в столицу. Серебро и бронзу турнира разделили между собой беркутчи Жалгас АКИМБЕКОВ (Жамбылская область) и Акберген КУРМАНГАЛИЕВ (Алматы). Лучшим охотником с ястребом стал Сейтжан БЕКСУЛТАН (Алматинская область). Среди соколятников равных не было Бахыту ШАМУРАТОВУ из Кыргызстана. А в гонках "Кумай тазы" первым оказался пес алматинца Журсына БУРАЛКИЕВА.

Вечереет в степи, и охотники - кто с победой, а кто в расстроенных чувствах - устраивают птиц и собак во внедорожники. Грустно прощаться.

- Есть традиция - отпускать ловчую птицу на волю, когда она становится зрелой, - рассказывает Немерали ТУЛЕГЕНУЛЫ, кусбеги из Карагандинской области. - Чтобы было потомство и не прервалась нить. Выбираешь безлюдное место, дикое. И отпускаешь его. Признаюсь, плачут даже самые крепкие мужчины. Он покружит над тобой и улетает. И никогда не возвращается. Потому что до конца ручным так и не стал.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть