Играй, сынок, не отвлекайся!
Сбылась мечта многих геймеров. Теперь можно сидеть в компьютерной игре часами, и родители не будут возражать. Ведь в наше время подросток может стать настоящим киберспортсменом и зарабатывать на этом отличные деньги!
Кстати, киберспорт не только признан официальным видом спорта у нас в стране, но еще и становится частью креативной индустрии, которую намерены активно развивать в Алматы. На базе местных университетов даже хотят готовить профессиональных игроков, а в городе принимать международные турниры. Пока начали с городского - Almaty Cyber Games 2022.
- Кибертурниры сейчас - это не те местечковые соревнования, что проходили в компьютерных клубах лет 10 назад, - говорят мои эксперты - ведьма Dead Prophet Кробелус, Лина и служанка принцессы Марси. Все они яркие персонажи известной игры Dota2, а в жизни просто Лариса, Наташа и Айгерим. Вместе с ними на сцене будет играть бойцов из Counter Strike и тройка крепких парней. Ребятам мало продумать образ, сшить костюм да мэйкап нанести - надо еще изучить характер виртуальной личности, повторить мимику, движения. Все это называется косплей. И большому турниру без него нынче никуда. Сначала шоу, потом напряженная борьба за компьютерами.
Лучшие команды сражаются в трех дисциплинах - Dota2, Counter Strike: Global Offensive и FIFA 22. Команды сидят на сцене перед зрителями. Во время игры ведущий-комментатор анализирует ход матча. Похоже на реальные спортивные соревнования. Но многие подумают: сидят ребята перед мониторами да кликают по мышке, при чем тут спорт?
- Та же Dota2 очень похожа на игру в шахматы, а шахматы - это же спорт. Идея игры в том, чтобы дойти до замка соперника и сокрушить его. Но чтобы это сделать, надо выстроить тактику, правильно выбрать своих героев, зная и опираясь на их способности, а их очень много. Ты видишь ходы соперников и анализируешь их, ты должен понимать наперед, что они предпримут, и опередить их. Как и в футболе, в нашей команде есть свои роли у каждого из пяти игроков. У нас два саппорта - это защитники, один оффлайнер - это как полузащитник и два нападающих - кэрри и мид, - рассказывает мне игрок команды Shah vpered 4 Даниал АЛИМБАЙ.
Его вместе с коллегами по команде я успела поймать до начала их игры. Там будет схватка за первое место, к ребятам не подойдешь, отвлекать нельзя. Первый вопрос: как давно у вас появилось такое хобби?
- Хобби? - смеется капитан команды Бекжан ДЖАНДИРОВ. - Да это вообще-то наша работа давно. Мы хорошо зарабатываем, играем уже на профессиональном уровне.
Даниалу и Бекжану - по 25 лет, в кармане дипломы о высшем образовании, один - режиссер, второй - юрист. Но уже больше 10 лет они режутся в Dota2. Сначала родители паниковали: "Это игровая зависимость, иди к психологу!" А когда парней начали приглашать за рубеж и платить хорошие деньги, мамы и папы смирились.
- Чтобы работать на международном рынке, ты должен сначала много играть онлайн, у тебя будет повышаться рейтинг. Так тебя могут заметить менеджеры, которые собирают лучших игроков в команды. За команду можно играть онлайн или тебя могут пригласить в буткемп, то есть базу, где ты будешь жить и работать, то есть играть за команду на соревнованиях дистанционно. Я вот недавно вернулся из Сербии, провел там полтора месяца. Играл за команду 11 Monkeys, участвовали в трех-четырех чемпионатах, выиграли немецкий турнир. Средний призовой фонд турнира - 50 тысяч долларов, а зарплата одного игрока минимум 1000 долларов, - делится Бекжан Джандиров.
Но и это не предел. Говорят, что виртуальщики могут доиграться и до 20-30 тысяч евро в месяц. Есть еще более крутые кибертурниры по той же Dota2, например, мечта и главная цель многих наших игроков - The International. Там пару лет назад на кону стояло 11 миллионов долларов. Их забрала российская команда. Поэтому, подчеркивают ребята, киберспорт - это не шалость, а большая работа.
- Если ты играешь как профессионал, то для команды нанимают целый штат - там и психолог, и менеджер, и тренер. У нас, как и у всех, есть отпуск, пенсионные отчисления, медстраховка. Есть строгий график. Играть ночами нельзя. Я, допустим, утром встаю, делаю обязательно зарядку, ведь за компьютером потом играть часов шесть, - объясняет Бекжан.
Понятно, что таких игроков в Казахстане по пальцам пересчитать. Но рынок киберспорта у нас хотят развивать. В стране уже есть профильная ассоциация, которая проводит внутренние турниры. А за алматинских геймеров решил взяться даже... акимат.
- Мы планируем со следующего года проработать методологию в рамках создания факультетов игровой индустрии и киберспорта на базе наших университетов. Сейчас ведем переговоры с АЛЭС и КБТУ. Еще мы хотим, чтобы наш Алматы стал оператором по проведению международных турниров. Если провести здесь даже один качественный ивент, то такой поток туристов будет, они прилетят из Америки и Европы! В следующем году планируем провести Almaty Cyber Games International. Отборочные туры будут проходить онлайн, а стадия плей-офф уже будет проводиться оф-лайн тут, в Алматы, - поделился главный специалист отдела управления изменениями и процессного развития управления цифровизации Алматы Ерасыл ЖЕНИСОВ.
В общем, игрокам турнир, как они говорят, "зашел", то есть пришелся по нраву. "Побили" клавиатуру, мышку, напрягли мозги, хапнули адреналинчика, увидели своих соперников. Победителями в Counter Strike: Global Offensive стала команда Kalash+4, в Dota2 - команда Shah vpered 4, лучшим киберфутболистом стал 1 erdaaa. Теперь всем хочется сразиться бок о бок и с зарубежными конкурентами, поэтому международного турнира в Алматы, конечно, очень ждут.
Ну, такая заинтересованность самих игроков ясна. А город-то почему так ратует за это дело? Просто киберспорт – это одно из направлений креативной индустрии. А этот сегмент экономики сейчас перспективен для Алматы. Потому как идеи, инновации, человеческий капитал становятся очень ценным активом.
- Алматы имеет все необходимые ресурсы для развития креативных индустрий. Сегодня в этой сфере в городе работают 22 тысячи предприятий. Сумма уплаченных налогов субъектами МСБ из сферы креативных индустрий по итогам 2021 года составила 5,4 миллиардов тенге. Вектор нашего развития будет сконцентрирован в следующих секторах: архитектура, дизайн и современное искусство, музыка, кино и анимация, мода и ремесленничество, новые медиа и цифровые культуры, киберспорт и гейм-девелопмент, - подчеркнул замакима Алматы Алишер АБДЫКАДЫРОВ на прошедшей в городе Неделе креативных индустрий.
Развитие этого сегмента - это, можно сказать, эффективный вариант для диверсификации экономики города. Поэтому «креативку» вписали и в программу развития Алматы до 2030 года.
- По примеру Южной Кореи в Алматы будет создана краудфандинговая платформа «Креативный город». Это позволит объединить усилия единомышленников посредством наличия креативных сообществ, индивидуальных консультаций, возможности обсуждения общегородских и индивидуальных планов. Также планируется создать городской венчурный фонд, который станет важнейшим участником развития экосистемы креативных индустрий города. Креативные стартапы, которые получат инвестиции фонда, будут создавать пользующуюся спросом на мировом рынке казахстанскую креативную продукцию и содействовать формированию узнаваемого культурного «бренда» нашей страны и города в мировом сообществе, - уточнили в акимате Алматы.
Кстати, креативщиков еще и финансируют. Самые интересные проекты могут получить льготный кредит по региональной программе «Almaty Business – 2025». Его могут получить как стартаперы, так и действующие предприниматели в креативной индустрии. Условия более, чем комфортные: до 500 миллионов тенге дают под шесть процентов годовых на семь лет! Инвестиции можно направить и на пополнение оборотного капитала.
- В настоящее время в рамках региональной программы «Almaty Business – 2025» профинансировано 14 проектов на 1 млрд. тенге с созданием 150 рабочих мест. Вместе с тем, в рамках государственной программы «Дорожная карта бизнеса – 2025» с 2019 года одобрено 394 проекта на сумму более 22,9 млрд. тенге с созданием 3 074 рабочих мест, - добавили в акимате.
Финподдержку получил и проект по созданию приложения SMART PAY, и школа вокала, музыки и творчества ICONIC Creative School, а также мюзикл «Джулия» в Almaty Theatre. В итоге такое масштабное развитие секторов креативных индустрий и IT позволят увеличить их долю в ВРП города с 1,7% до 5%. А экспорт услуг этого сегмента вырастет до 500 миллионов долларов.
Елена БАХАРЕВА, фото Олега СПИВАКА, Алматы