1498

Жгучая древность

В Национальном музее завершается международная выставка ART EXPO, куда мастера из России, Узбекистана, Беларуси, Таджикистана и Казахстана привезли не только секреты древних ремесел и забытые промыслы, но даже целые крепости.

Жгучая древность

Выставка проходила в рамках Года народного творчества и культурного наследия стран СНГ, объявленного президентом. На самом деле проводить ее можно когда угодно - народные ремесла в республиках не то чтобы процветают на каждом шагу, но вполне живы и востребованы. А процветать будут тем сильнее, чем больше площадок предоставят мастерам, говорят они.

- Мы привезли изделия с ручной вышивкой, которые сделали с моими ученицами, - рассказывает мастерица Салима КАРИМОВА из Таджикистана. - Представляем ассоциацию ремесленников Согдийской области. Все делаем, как в старину, даже шелковые коконы красим сами. В Казахстане мы впервые, но видим, что интерес есть. Нам бы побольше фес­тивалей и таких выставок! Для ремесленников общение с покупателями и обмен опытом друг с другом очень важны. У меня больше трехсот учеников, и всем им есть что показать!

На таких мероприятиях публика не только любуется орнаментами, игрой красок и восхищается умелыми руками мастеров, но и обязательно открывает для себя какие-то новые или даже непредвиденные аспекты народных промыслов. Например, казалось бы, ну что может быть традиционнее домбры? Разве можно сделать ее еще более исконной, чем она есть? Еще как можно, заявляет Бобыр АРГЫНОВ, основатель мастерской Qonyr, которая занимается возрождением искусства изготовления струн для казахских национальных инструментов. Причем выпуск был налажен только после двух лет, проведенных в лабораториях, потому что такая работа сродни археологии - все восстанавливается по крупицам, строго научными методами.

- К сожалению, наша домбра уже почти 90 лет как утратила традиционные жильные струны, да и внешний вид ее был унифицирован, - поясняет Бобыр. - Все и везде сейчас используют струны нейлоновые, а по сути, это рыболовная леска, что по отношению к домбре низко. Натуральные струны из кишок звучат совсем по-другому. Даже из конского волоса, которые сейчас используются на кобызах, дают совсем другой звук - виолончельный, европейский. Он далек от исконного.

Мастер сокрушается: раньше в каждом регионе Казахстана была своя домбровая школа, и при этом сами инструменты различались и по форме, и по устройству ладов. Все это еще толком никто не исследовал. Бобыр надеется, что при поддержке госорганов удастся собрать научную экспедицию для изучения и возрождения инструментов в их первозданном виде. Пока же его мастерская только выходит на рынок со своими удивительными струнами.

“Древность” - это ключевое, объединяющее понятие на выставке. Шелковое шитье, серебряные украшения, керамика и музыкальные инструменты - все это пришло на стенды и витрины Национального музея из глубины веков в практически неизменном виде. Люди передавали эту древность из поколения в поколение, чтобы все остальные однажды могли к ней прикоснуться.

Кстати, масштаб артефакта, как выяснилось, не имеет значения - на выставке в столице был представлен самый настоящий Кремль. Рассказывавшая о нем сотрудница музея “Смоленская крепость” Ирина ПАШКОВА, одетая в старинный русский наряд, сама была похожа на экс­понат:

- Нашей крепости уже 420 лет, и все это время она является главной защитницей западных рубежей России, пережила множество нападений, но мы в музее рассказываем не столько о войнах, сколько о культуре XVII века и мужестве людей, живших в те времена.

По словам Ирины, “Смоленской крепости” очень хотелось бы укрепить связи с Национальным музеем Казахстана - это всегда взаимовыгодное сотрудничество. В этот раз в казахстанскую столицу привезли только игровую программу для детей, но будут приглашения еще, и программы можно будет усложнять.

А новых встреч ждут все участники ART EXPO. По правде говоря, дай им возможность - они бы вообще не расходились.

Владислав ШПАКОВ, фото автора, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть