4054

Казахстанские сейсмологи запустили проект, аналогов которому нет в мировой практике. Они будут изучать, как реагируют на приближение землетрясения собаки-спасатели

Учуять беду

И хотя наблюдения за животными наши ученые ведут уже много лет, содержать у себя целый штат зубастых экспертов не было финансовой возможности. Теперь на помощь науке придут кинологи республиканского оперативно-спасательного отряда (РОСО). Их задача - фиксировать изменения в привычном поведении своих хвостатых коллег.

Такое сотрудничество стало возможным благодаря тому, что ТОО “Институт сейсмологии” и ТОО “Сейсмологическая опытно-методическая экспедиция” находятся теперь под крылом профильного Министерства по чрезвычайным ситуациям. Ученые смотрят на этот переход позитивно: будут интересные проекты и (на это особые надежды) постоянное финансирование. Ведь они-то как раз и отвечают за один из трех главных постулатов в работе чеэсников - предупреждение.

Мы фиксируем ответственный момент - инструктаж спасателей-кинологов, участвующих в проекте. Но перед выездом на базу РОСО заглядываем туда, где уже много лет без выходных и праздников работают другие хвостатые сейсмологи.

Домик в уютном саду так похож на дачку: вольер с кроликами в тени деревьев, голуби на крыше. Этот домик и его обитатели - один из пяти биостационаров, работающих в Алматинской области. Здесь беспрерывно проводят наблюдения за животными, лучше всех зарекомендовавшими себя в предчувствии землетрясений. Уникальная система сейсмобиомониторинга на сегодняшний день единственная не только в Казахстане, но и в Центральной Азии.

- Пункты наблюдений за поведением животных привязаны к зонам активных разломов - Алматинского, Заилийского и Чилико-Кеминского, где в прошлом происходили крупные землетрясения, - объясняет исполняющая обязанности заведующей лаборатории сейсмобиологии Института сейсмологии Наталия СУРОВЦЕВА.

Учитывая, что животные не могут “учуять” возможные толчки на далеком расстоянии, такие пунк­ты наблюдений располагают как можно ближе к очагам прошлых разрушительных землетрясений. Ритм жизни животных и птиц в биостационарах должен быть максимально приближен к природным условиям. Посторонним сюда хода нет - и это тоже важная часть наблюдений. Голуби на крыше - единственные обитатели биостационара, которые могут в любой момент в буквальном смысле уйти из науки. Это, кстати, может сигнализировать, что птицы чувствуют опасность, ведь они чутко улавливают изменения в магнитном поле земли, характерные накануне землетрясений. Уловив их, прикормленные пернатые за несколько дней до первых толчков покидают обжитые места.

Остальные здешние обитатели живут, не замечая своей роли в науке. Живут, если животное социальное, целыми семьями. Это важно, чтобы понять, как реагирует на предвестники землетрясений вся группа. Ящерицы и змеи содержатся в террариумах, часть которых снабжена датчиками. Они фиксируют двигательную активность рептилий, отмечая то, что не вписывается в обычное поведение.

Все эти аномалии анализируют, ведь вызвать их могли вовсе не предвестники землетрясений. Поэтому все выводы с оглядкой на общий фон - температуру воздуха, атмосферное давление и целый ряд важных факторов. В конце концов, животное может заболеть и захандрить вовсе не по причине надвигающейся угрозы, поэтому важно, что работа ведется синхронно во всех пяти биостационарах, где примерно одинаковый состав животных и их количество. Только так можно добиться достоверности исследований.

Сегодня сейсмологические наблюдения проводятся на территории Алматы, Алматинской, Жетысуской, Восточно-Казахстанской, Абайской, Жамбылской, Карагандинской, Костанайской, Туркестанской, Кызылординской, Атырауской, Актюбинской и Западно-Казахстанской областей. Всего на 67 сейсмологических станциях. Пункты наблюдения за животными совмещены с пунктами геофизических, геохимических, геодезических и других методов. Если кто-то из хвостатых сейсмологов покажет аномальное поведение, разумеется это не расценят как точный предвестник, а вот совокупность аномалий - это повод насторожиться.

Волнистые попугайчики шумно реагируют на наш визит - они привыкли к узкому кругу специалистов, которые с ними работают. Примерно так же птицы сигнализировали бы и о приближении землетрясения или, напротив, необычно притихли. Эти пернатые в биостационаре - единственные экзотические, ведь здесь содержат преимущественно животных, для которых здешние места родные. Предчувствуя беду, они стремятся попасть на более безопасные территории. А значит, за ними можно наблюдать и в дикой природе, и на личном по­дворье. Но волнистые попугайчики - сейсмологи, которые доступны каждой семье.

- У населения нет доступа к оборудованию, имеющемуся только в специализированных институтах, но наблюдения за животными доступны каждому человеку, - отвечает на вопрос, зачем продолжать наблюдения за животными при наличии у сейсмологов современного оборудования, старший научный сотрудник лаборатории сейсмобиологии Ирина АРИФУЛОВА. - За полтора месяца до разрушительного Хайчэнгского землетрясения в феврале 1975 года люди начали замечать необычное поведение животных: змеи покинули места обитания в холодное время года, беспокойно вели себя куры и гуси, крысы появились на открытых местах, не боясь человека. За этот период поступили данные о более тысячи случаях необычного поведения животных, а также об изменении уровня воды в колодцах, что дало основание для эвакуации города. И люди были спасены!

Наблюдают за животными визуально и с помощью автоматических датчиков. Эти методики разработаны основателем научного направления “сейс­мобиология” в Казахстане кандидатом биологических наук Беллой СЕРАЗЕТДИНОВОЙ. Применяется уникальный метод по измерению электрических параметров кожи норных животных. Для этого измеряют электрическое сопротивление на коже кроликов. Объект исследований вносят в лабораторию и ласково гладят, чтобы ушастый расслабился. Затем подносят специальный прибор к биологически активной точке на ухе животного (процедура совершенно безболезненная), и объект исследований возвращается к сородичам. Многолетний опыт показал: кожа реагирует на стрессы, которые мы испытываем. Такой метод достаточно эффективный, а кролики - отменные сейсмологи. Им удается предвидеть дрожь земли за несколько суток до серьезных толчков.

Собаки тоже чувствительны к приближению землетрясений. В разных источниках, на основании которых разрабатывалась экспериментальная методика, описывается, что они ведут себя беспокойно, воют, лаем стараются привлечь внимание человека и перебраться в безопасное место.

- В начале нулевых годов мы увидели, как реагировали собаки на предвестники землетрясений, - рассказывает главный кинолог-спасатель РОСО Дмитрий ДЕНИСОВ. - Два наших лабрадора очень необычно себя вели. И толчки были очень ощутимыми: у нас на базе даже стекло треснуло. Но это был единственный случай в моей практике.

Теперь спасатели-кинологи будут вести специальный журнал, где дважды в сутки станут фиксировать аномалии в поведении подопечных им собак. На базе РОСО работают десять хвостатых спасателей. Самые работоспособные - лабрадоры и бельгийские овчарки. Собак специально адаптируют к суровым условиям быта - живут они в вольерах на улице, ведь и работать им приходится чаще всего в горах.

Вариант наблюдений, который разработали для спасателей-кинологов, облегченный, чтобы не отвлекать их от основной работы. Делать выводы будут, конечно, специалисты-сейсмологи. Задача у них непростая, ведь псы, которых будут наблюдать, не лабораторные животные. Они выезжают на спасательные операции. И, бывает всякое, тоже эмоционально реагируют на успех или неудачу. Поэтому этот новый метод наблюдений будет корректироваться.

Тем не менее содержать собак на базе биостационара хлопотно и дорого, поскольку для полноты картины животных должно быть не менее пяти. Им нужны вольеры, комфортные условия. Да и биостационар находится в черте города, где собачий лай может беспокоить людей.

С этой проблемой уже столк­нулись кинологи РОСО. Их база, расположенная в поселке Акжар, в свое время находилась в отдалении от жилых зданий. Спасатели могли проводить тренировки и содержать собак, не оглядываясь на то, что их лай может кого-то побеспокоить. Но очень быстро окрестности базы обросли коттеджами. Новые соседи решили установить правила общежития и засыпают спасателей, а также местный акимат жалобами на шум. Моральный аспект, что это не собачий приют, а база спасателей и здешние собаки только в этом году спасли от гибели и переохлаждения нескольких людей в горах, жалобщиков не трогает. И на то, что лают не только собаки спасателей, но и поселковые псы, скидок не делают. Напротив, настаивают: собаки у кинологов дрессированные и гавкать не должны.

- Это абсурдно, потому что лай у наших собак - сигнал того, что она нашла человека. И избавиться от этого рефлекса - значит навредить нашей работе, - разводит руками Дмитрий Денисов.

Меж тем поборники тишины в своих жалобах дошли до главы государства.

Кстати, реагировать на предвестники приближающегося землетрясения, оказывается, могут не только животные. Люди тоже способны к предвидению катастроф. Например, в Японии ученые-сейсмологи получают и анализируют данные со станций скорой помощи, где фиксируется рост обращений сердечников и гипертоников накануне ощутимых для приборов толчков. Внед­рить такую методику у нас - пока из области фантастики. И дело не только в деньгах - не будет четкой картины данных, ведь наши люди нередко даже антибиотики сами себе назначают, а давление регулируют проверенной таблеткой.

- В Китае, например, население очень ответственно сигнализирует об изменении в поведении сельскохозяйственных и домашних животных, - отмечает Наталия Суровцева. - В нашей практике был лишь один случай, когда нам сообщили об аномальной миграции грызунов в горах на китайской границе. Землетрясение потом все же произошло, но на территории Китая. В 1970-х годах близ Алматы была зафиксирована миграция змей - их буквально переезжали автомобилями, за ней последовало ощутимое землетрясение. Не стоит забывать, что мы живем в регионе повышенной сейсмичес­кой активности. А два разрушительных землетрясения, произошедших на нынешней территории Алматы (Верненское и Кеминское), признаны мировыми сейс­мическими катастрофами. Сейчас обстановка спокойна, немного фиксируется даже микротолчков, увеличения напряжения земной коры не зафиксировано.

В тему

- С начала года в Алматы зафиксировано восемь землетрясений. Одно из них, произошедшее в ущелье Алма-Арасан 23 января, было ощутимым: 2 балла по шкале MSK-64.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть