1668

И целого неба мало

Казахстанские дельтапланеристы, пользуясь летной погодой, провели сразу два чемпионата. Выявили лучших пилотов Евразии, а после предложили гостям принять участие в открытом чемпионате Казахстана, который завершится 30 июля.

И целого неба  мало

Казахстанские дельтапланеристы, пользуясь летной погодой, провели сразу два чемпионата. Выявили лучших пилотов Евразии, а после предложили гостям принять участие в открытом чемпионате Казахстана, который завершится 30 июля.

В гору пылит КамАЗ, груженный пилотами и дельтапланами. Проводят соревнования на высокогорном плато Ушконыр (1970 метров над уровнем моря) в предгорьях Заилийского Алатау. Горы здесь пологие, нет деревьев и кустарников, идеальная роза ветров. В звенящей от зноя синеве кружат орлы - они для любителей полета как маячки: чутко “слышат” термические воздушные потоки; где кружат они, туда и дельтаплан стоит направлять.

Пока спортсмены разворачивают сложенные, как зонты, дельтапланы и расправляют им крылья, знакомимся. В нынешних соревнованиях участвуют 20 человек. Из гостей только россияне. Очень уже неподъемна логистика для спортсменов. По этой же причине­ не ездят на международные чемпионаты и наши. Выезды на соревнования полностью ложатся на карман участников, поэтому, несмотря на то, что наших спорт­сменов ждут, поехать получается не всегда.

Москвичка Валентина КОПЫЛОВА летает не так давно. Увидев снимок дельтаплана в сети, девушка влюбилась в крылья. Нашла клуб. Дождалась совершеннолетия. С тех пор парит.

- У вас я летаю впервые. У нас полеты лебедочные. А здесь старт с горы. Когда стартанула - восторг! А потом приземлилась в ручей и пришлось тащить дельтаплан, а он весит около 25 килограммов, - улыбается девушка.

Тишину в горах разбивает…газонокосилка. Готовят взлетную полосу. Будет ветер могучим, и разбегаться не понадобится. Но если стихия заартачится, придется поработать ногами. На каждый день соревнований выстраивают новый маршрут. С оглядкой на погодные условия обозначают упражнения, которые должен выполнить пилот: полет на открытую дальность, полет по треугольному маршруту, полет до цели с возвращением или полет через несколько поворотных пунктов до цели. И точки, где ему следует отметиться. Их прохож­дение фиксирует прибор, он же пишет трек всего маршрута. Все эти показатели позже оценивают судьи. Очки начисляются за дистанцию и за время. Важно, насколько далеко сможет улететь пилот, как совершит посадку на финише и, разумеется, время полета. Для пилотов, не долетевших до цели, очки начисляются только за дистанцию. Есть первенство команд­ное и личное. Каждый летный день соревнований выбирают тройку лучших.

В день, когда на состязаниях побывали мы, маршрут был проложен на 186 километров. И побит предыдущий рекорд Казахстана в 184 километра. Автор нового рекорда - пилот из Челябинска Александр БАРВИНСКИЙ. В этот летный день он получил максимальное количество баллов.

Летательный аппарат оснащен приборами. Но какими бы современными они ни были, спорт­смену важно научиться “читать” местность. По разным признакам - разнице расцветок поверхностей на земле, наличию холмов, автодорог, больших крыш понимать, где можно поймать теплые восходящие потоки - “термики”.

- Важны тактика и стратегия полета. Просчитать нужно все: погодные условия и даже высоту, с которой он зайдет на точку, - уверена главный судья соревнований Елена САВИНА.

Чтобы понять этих людей, нужно хотя бы раз тоже нырнуть в эту безмятежную синеву. И влюбиться - на всю оставшуюся жизнь.

- Ну-ка, расскажи, как ты летал с птеродактилями, - шутят ребята и посылают нас к одному из “динозавров” отечественного дельтапланеризма. Инженер Суюндык ДОСЖАНОВ из Экибастуза летает уже около 40 лет.

- Те дельтапланы, на которых летал я, когда в 15 лет переступил порог клуба дельтапланеристов, не сравнить с нынешними. Это как сравнивать “запорожец” и “мерседес”, - признается Суюндык-ага. - Они были сделаны из болоньи, довольно непрочного материала. И даже по форме были несколько иными, больше напоминали букву “дельта”, отсюда и название. Бывает ли мне страшно - не стану отрицать. Но лично я, когда попадаю в турбуленцию, а дельтаплан ставит в немыслимые положения, сразу вспоминаю все свои недоделки - не закантрил, не зачековал должным образом узел. Хотя полеты - это не опаснее, чем переходить дорогу в оживленном месте.

Спортсмены рассказывают: они невероятно устают в полете - болят от напряжения руки, затекают спина, ноги, шея, забивается нос. Просторно только мыслям.

- Хороший пилот должен быть тупым и смелым, - шутит пилот из Алматы Станислав ТАРАНОВ на вопрос о суевериях. - Психологически настроиться, хорошенько отдохнуть накануне и не оставлять на день соревнований, если что-то нужно доделать в “дельтике”. Все должно быть сделано еще с вечера в лагере.

Пока спортсмены не отрываясь глядят на товарищей, выписывающих в небе спирали, нам под ноги прыгает котенок. Откуда он здесь, на такой высоте, в местах совершенно безлюдных? Оказалось, кошечка Степанида теперь едва ли не символ чемпионатов. Прибилась к лагерю и стала заядлой путешественницей: каждый день запрыгивает в рычащий КамАЗ и взбирается в гору вместе со спорт­сменами - поболеть за своих и половить бабочек.

Победителем чемпионата Евразии по дельтапланеризму стал Александр Барвинский. Второе место отвоевал алматинец Станислав Таранов. А на третьем - Николай РЫСУХИН из города Жуковского.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть