2554

Вечеринка у Берика дома - гуляет весь район

Почему родители поощряли шумные посиделки своих детей и зачем малышам давали есть нёбо барана? Старинные казахские обряды в лицах разыграли воспитанники и педагоги социального клуба “Шыңға өрлеу”.

Вечеринка у Берика дома - гуляет весь район
Ерулiк. Семья встречает новых соседей.

- Ал, балаларым, жақындарым! Біз апаларың екеуміз Түркістан қаласына жол жүріп барамыз... (Дети мои, родные мои! Мы с апашкой направляемся в Туркестан...) - такими словами открывает театрализованное представление, рассказывающее об обычае бастаңғы, Нургиса КУДАЙБЕРГЕНОВ.

Этот педагог-наставник социального клуба играет роль главы семейства. Он с супругой отправляется в паломничество по священным местам, но прежде за празднично накрытым столом собирает свою большую семью. И все для того, чтобы благословить молодое поколение на... отличную вечеринку.

- Бастаңғы - это веселые посиделки, которые начинались сразу после отъезда родителей из дома. Совсем как у современных парней и девушек, - объясняет Назипа ДЖАНАБИЛОВА, заведующая отделением социального клуба “Шыңға өрлеу” Бостандыкского района Алматы. - Причем наши предки поощряли такое веселье, считая, что хорошее настроение молодежи передается путешествующим.

Бастаңғы. Такой стол отъезжающие родители готовили для молодежной вечеринки.

Поэтому парни и девушки, провожая родителей в путь, сначала должны исполнить специальную обрядовую песню, а потом от души танцевать, играть в разные игры и вкусно есть. И при этом не забывать желать уехавшим родителям отсутствия всяческих проблем в дороге, крепкого здоровья и хороших людей на пути.

В какие игры во время таких молодежных вечеринок и других праздников играли предки современных казахов, показали ребята из алмалинского отделения клуба. В состязании по перетягиванию каната под названием “Арқан тарту” победили, как всегда, самые сильные и выносливые. А вот победа в игре “Асық ату”, которую ЮНЕСКО включило в список культурного наследия человечества, досталась самому меткому и терпеливому - первокласснику Ильясу ЕРЛАНУЛЫ.

Арқан тарту.

- Учителя рассказывали нам, что игра в асыки появилась еще в первом тысячелетии до нашей эры и была самой популярной у древних кочевников, - с гордостью делится знаниями победитель.

Ильяс Ерланулы, победитель Асық ату.

Девочки из жетысуского отделения клуба вместе с педагогом Сайражан ДУЙСЕНБАЕВОЙ демонстрировали забытую традицию изготовления войлока - киіз басу. Сайражан-апай рассказала, что, как только народ откочевывал на жайлау, тут же начинался сезон стрижки овец. Затем женщины изготавливали войлок и изделия из него. Часы, проведенные за этим занятием, были одним из самых теплых воспоминаний в жизни многих людей в возрасте.

- Сейчас наши женщины утратили навыки изготовления войлока, но мы должны помнить, что казахи являются “народом войлочного туырлыка” и наше традиционное жилище обозначают словосочетанием “киіз үй”, то есть “войлочный дом”. А потому надо по возможности возрождать утерянное мастерство, - уверена наставница.

Киiз басу. Сайражан Дуйсенбаева в окружении учениц.

Богатый дастархан накрыли представители алатауского отделения “Шыңға өрлеу”, рассказывая о забытом обряде тоқым қағар.

- Сегодня впервые наш Сырым отправляется в дальний путь. Пожелаем ему удачи, покажем свое искусство и повеселимся, - объявляет начало праздника Баян КУСАИНОВА, учитель начальных классов, которая играет в этом представлении уважаемую апашку.

Она выводит к публике главного героя в исполнении третьеклассника Сырыма АБДУГАНИ. Так когда-то казахи провожали мальчиков во взрослую жизнь: на детское седло (ашамай) их сажали лет с трех-четырех и учили ездить верхом, а после того как мальчишка начинал самостоятельно держаться на лошади, в честь него и устраивали обряд тоқым қағар. Отец звал гостей, а мать накрывала стол. Гости угощались, пели песни, рассказывали разные истории, а аксакал давал благословение виновнику торжества. Далее его провожали в первый самостоятельный путь: просили передать вести дальним родственникам, пригнать скот или добраться до жайлау. В те времена семилетние мальчики преодолевали сотни километров, а то и больше, поэтому своеобразный обряд проводов считался к тому же надежным оберегом для любого юного джигита.

Настоящий праздник устраивали и во время проведения обряда тіл ашар. Это сейчас он считается проводами ребенка в школу и чаще бывает приурочен к 1 сентября. Но изначально обряд имел другой смысл. Его для наглядности провели воспитанники и педагоги ауэзовского отделения клуба.

Тіл ашар.

Оказалось, что по древним традициям тіл ашар праздновали, когда малыш только начинал говорить и едва мог осознанно повторять новые слова. Для того чтобы он быстрее развивался, его родители резали барана, устраивали пир и звали гостей, среди которых обязательно присутствовали почтенные старцы аула. Один из самых уважаемых аксакалов, накинув на шею ребенку белый платок или вареные кишки барана, три раза спрашивал: “Сөйлейсің ба?” (“Будешь говорить?”). И так как ребенок еще недостаточно хорошо говорил, на вопрос также три раза отвечали родители малыша: “Сөйлеймін!” (“Буду говорить!”). После этого ребенку предлагали съесть местные деликатесы: язык барана, чтобы скорее заговорил, нёбо, чтобы был красноречивым, и глаза, чтобы был зорким. Аксакалы в этот момент произносили слова назидания и добрые пожелания.

Ребятишки из Ауэзовского района рассказали еще об одном почти забытом обы­чае ерулік. Слово “ерулік” произошло от слова “еруле”, которое когда-то обозначало стоянку кочевников для ночлега. Со временем появился обычай ерулік, что означает приглашение новых соседей в гости.

Ерулiк. Семья встречает новых соседей.

- Новоселов приглашают к себе домой, чтобы они быстро привыкли к новой среде. И эта традиция имеет большую общест­венную значимость. Ведь не зря казахи говорят: “Алыстағы ағайыннан, жақындағы көршің артық”, что переводится как “Сосед намного ближе, чем дальний родственник”. А значит, нужно быть с соседями в хороших отношениях, - уверена Гульсара ЕРМУХАНОВА, заведующая отделением социального клуба “Шыңға өрлеу” Ауэзовского района Алматы.

Роль новой соседки в театрализованном представлении этого обычая исполнила педагог Светлана ЮЧ, а ее сына сыграл воспитанник Даниил РУДЕНЧЕНКО. Для них гостеприимные соседи накрыли праздничный стол, играли на домбре, пели песни. Согласно обычаю подарили национальный костюм, платок и тюбетейку. Светлана Валентиновна так вжилась в роль, что в момент, когда гостеприимные соседи провожали гостей, по-настоящему прослезилась.

- Доброта и щедрость казахов, выраженные в обычае ерулік, вызывают искреннюю любовь к казахскому народу и родной казахстанской земле, - поделилась она своими чувствами.

Оксана ВАСИЛЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть