5927

С ветерком под дождём

Чемпионат Казахстана по мотокроссу прошел в Алматы. В очередной раз это состязание удалось провести на голом энтузиазме любителей быстрой езды. Без намека на поддержку от государства и вопреки капризам погоды - оба дня состязаний трассу размывало дождем - турнир все же состоялся.

С ветерком под дождём

Новый мотосезон и новый плацдарм для гонок. На этот раз - на барханах близ поселка Косозен Алматинской области. Трасса эта тренировочная. Обычно мотогонщики прокачивают здесь скилы зимой. Этакий спорт­зал под открытым небом. Тут нет трамплинов и кочек, значит, не будет и крутых прыжков. Что, к слову, нехарактерно для мотокроссовых трасс, которые обычно изобилуют разного рода препятствиями. Зато представится возможность блеснуть “физикой” - показать отличную подготовку и головокружительную скорость на естественном ландшафте. С природным “утяжелителем” - шквальным ветром, который здесь практически не стихает.

- В Алматы есть три трассы, годные для заездов, и изначально мы планировали проводить чемпионат не здесь, - сообщает один из организаторов нынешних состязаний Вячеслав ЯНОВСКИЙ. - Однако погода подвела: выбранную трассу размыло, гонять по глине стало небезопасно. Здесь же песок. И даже то, что оба соревновательных дня льет дождь, спортсменам не помеха. Напротив, мокрый песок как пластилин: он дает лучшее сцепление с трассой. В сухую погоду колеса в нем вязнут. Приходится тормозить. Для этого трассы на мотокроссе обычно и поливают.

Нур-Султан, Талдыкорган, Павлодар, Темиртау, Караганда, Усть-Каменогорск - это те города, откуда доехали участники. Ну и, конечно, райдеры из Алматы. Всего около семидесяти человек. Не сумели прорваться лишь гонщики из Риддера и Актобе: трассы замело снегом, и их, рвущихся в бой, просто не выпустили в путь. В Алматы прошли первые два этапа республиканских состязаний. Всего же их будет восемь.

Мотоспорт - самый активный из технических видов спорта. И очень семейный: каждого участника сопровождает целый караван родственников-болельщиков. А еще - заразительный. Со временем погонять отваживаются многие - и женщины, и дети.

Каждую неделю на тренировки - а сегодня уже на соревнования - приезжает команда Бориса ТАТАРЧУКА из Талдыкоргана. Такое кочевье обусловлено тем, что в родном городе вообще нет трасс для занятий мотоспортом. И это несмотря на многочисленную мотобратию талдыкорганцев, засыпавших акимат просьбами выделить им участок для тренировок. Пока летят письма, Борис и Елена Татарчук грузят свой мотоскарб в прицеп и на семейном автомобиле отправляются в дорогу. Двухколесные здесь все: глава семейства, его старшая дочь 17-летняя Настя, 13-летний Данил и Максим, которому восемь. Кроме мамы, которая признается: чем лучше начинают кататься ее дети, тем больше щемит у нее сердце тревогой. Опасный спорт.

- Мы занимаемся мотокроссом всей семьей уже пять лет, - рассказывает Борис. - Это сложный, но интересный вид спорта. Недешевый - да. Меня затянули в него дети, и когда я вижу их горящие глаза, хочу посоветовать всем родителям обратить внимание на двухколесный транспорт.

Закончив тренировочные заезды, на трассу выходят первые мотогонщики в классе 65. Название - по объему “кубиков” в моторе мотоцикла. Эти мотогонщики самые суровые. Несмотря на то, что некоторые из них еще учатся в начальной школе. Некоторые даже до земли не достают сидя на мотоцикле - для них на старте приготовлены специальные пенечки. Но все меняется, когда железные кони рвут с места и осыпают зрителей песком. Лучшим в классе стал Радмир МАШЕЕВ из Алматы.

- У нас есть много очень перс­пективных гонщиков среди детей, - продолжает Вячеслав Яновский. - Но в мотоспорте, как и везде, очень важны поддержка и преемственность. Детьми нужно заниматься. Деньги вкладывать нужно просто колоссальные. Техника очень дорогая. Те, кто только начинает заниматься, часто просят дать мотоцикл “попробовать”. Но, испытав этот восторг однажды, уже, как правило, не останавливаются. Государство же не выделяет на развитие этого спорта ни гроша. Проведение соревнований и призовой фонд для победителей - все это от спонсоров-энтузиастов.

Самый ретивый класс участников - 85-й. Уже не дети, но еще и не взрослые. Однако с амбициями. Гонщики без страха и упрека. Лучшим в классе стал неуловимый (его в прямом смысле непросто догнать на трассе) алматинец Тамерлан КУЛМАНОВ. На втором этапе на старте с парнями единственная девушка - Анастасия ТАТАРЧУК.

Анастасия ТАТАРЧУК.

- Все потому, что вчера две девочки упали на трассе и довольно сильно пострадали. Одна из них лежит в больнице с сотрясением мозга, - объясняет гонщица. - Девушкам сложно конкурировать с парнями. Хотя они всегда поддерживают нас. Но это же чистая физика. Впрочем, иногда удается их обойти. Сложнее всего после заезда - безумно болит спина. Ведь трасса сложней, чем выглядит, и ехать приходится постоянно стоя. Но если у тебя что-то болит, значит, ты едешь правильно.

Настоящей звездой состязаний снова оказался признанный чемпион каскеленец Никита КАРНАУХОВ. Парень оставил соперников позади и в классе 125 “кубиков”, и в категории open, где взял золото на мотоцикле с объемом двигателя 450 кубических сантиметров. Лучшим среди ветеранов в возрасте 35+ стал Евгений БАШЛАЕВ. Быстрее ветра и своих мотобратьев в категории 45+ в очередной раз оказался казах­станский мастер по мотоспорту Виталий ПОПОВ. Лидером в командном зачете оказалась команда из Алматы.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть