6549

Инженеры нам нужны!

Наконец-то мы увидели идеальный вариант, как латать дыры на казахстанских дорогах: умная камера каждые 24 часа анализирует качество дороги, сделает при случае слепок выбоины и ее 3D-модель, отправит данные на базу. Позже, в минуты, когда трафик не напрягает, асфальт починят и отутюжат. Быстро, точечно, надежно. Жаль, что пока этот чудо-агрегат сделан из деталей детского конструктора и участвует не в тендере дорожников, а в казахстанском финале международного чемпионата по робототехнике First, представляя команду старшеклассников из Семея.

Инженеры нам нужны!

В этом году наша страна впервые проводит национальный этап чемпионата у себя. Около 120 команд, а это более 700 ребят со всего Казахстана, собрались в Алматы. Сильнейшие отправятся в США на мировой финал соревнования, где встретятся участники более чем из 100 стран. До этого Казахстан отправлял сборную команду. Наши ребята громко заявляли о себе: в 2019 году в Дубае пробились в тройку лидеров.

Это не просто школьники - будущие инженеры и техники горят идеями, опережают время. И даже в младшей группе, где соревнуются мальчишки и девчонки от шести лет, мыслят не по-детски.

Каждый раз оргкомитет чемпионата задает тему сезона - самую важную и актуальную. В этом году взялись за грузоперевозки. Участникам чемпионата было необходимо исследовать проблемы и найти решения.

И вот мы уже на хоргосской таможне - мысленно, конечно. Перебивая друг друга, юные изобретатели расписывают нам преимущества и недостатки своей инновационной модели. Нужна она, чтобы сократить и ускорить работу с документами на грузы.

- Есть чипы с большим количеством комбинаций, которые может распознавать система и сканер, мгновенно считывающий информацию, - объясняют Ильяс АХМЕТОВ, Алишер САДЫРОВ и Диас МУРАТОВ из алматинской команды Play4Energy. - Исключены ошибки, человеческий фактор. Недостаток тоже имеется - требуется стандартизация проверки грузов.

Не только создать проект, но и защитить его - все это критерии оценки участников. На тренировочном столе робота можно испытать в поле и при необходимости доработать. В соревновательном заезде модель должна пройти определенное количество миссий. В этом году их семнадцать. На все про все - две с половиной минуты. Но есть три дубля. В зачет идет лучший результат.

- Судейская комиссия оценивает, кто какую роль играет в команде и как взаимодействуют участники между собой и с соперниками, - рассказывает руководитель фонда развития робототехники Ustem Robotics Асылбек МУРЗАХМЕТОВ. - Мы не ожидали такого уровня участников, ведь для подготовки у них было совсем немного времени.

На поле, где представляют своих роботов участники постарше, становится страшновато: а вдруг разбушуется искусственный разум! Ведь первые 45 секунд заезда сконструированные машины движутся в автономном режиме. Но восстания машин не будет - допуск к соревнованиям дает комиссия, которая проверяет, безопасен ли робот и есть ли у него кнопка экстренного отключения.

В среднем и младшем звеньях собирать модели разрешено из наборов популярного детского конструктора. Участники постарше должны все детали своих будущих роботов изготовить самостоятельно - напечатать на 3D-принтере, склеить, выпилить. Ограничивается лишь размер робота, есть запрет на определенные типы моторов, батарейки и электронные элементы. Старт работы над проектами начался в сентябре. Но некоторые участники к чемпионату готовились буквально с колес.

- Робототехникой мы занимаемся всего две недели, - хихикают девчонки из команды НИШ “Семей-2”.

На конкурс рисковые инженерки увязались за одноклассниками - уж очень яркими оказались их рассказы. Проект выбрали экологичный.

- Мы сконструировали электробас - автобус, работающий на солнечной и ветряной энергии, - рассказывает Каролина КОСТЕРИНА. - Но, если окажется, что на маршруте штиль и пасмурно, включатся дополнительные аккумуляторы. Заряжаться они будут на конечных остановках.

Самым стремительным участником состязаний стал 17-летний Аллас АБАЛИС из Тюлькубасского района Туркестанской области. Четыре года парень занимается программированием. Узнав о том, что есть чемпионат, победитель которого может поехать в Америку, собрал робота за четыре дня. В их селе кружка робототехники нет - всему пришлось учиться самому, черпая знания в сети.

- Я не спал ночами - два дня программировал, два дня отдал на мехатронику. И сегодня хочу своего робота еще усовершенствовать. Слабая получилась часть, отвечающая за колеса, - признается Аллас. - Моя модель - внедорожник, очень проходимый. Собрал его из остатков роботов, участвовавших в прошлогоднем чемпионате.

Жюри определило четыре команды-победительницы: отстаивать честь страны в апреле в США отправятся команды Leas и Super WARIO Bros из Алматы, “Роботек” и QUANT из Нур-Султана.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть