2140

По небесным правилам

От его работы зависит жизнь тысяч человек. Он должен сиюминутно принимать решение, чтобы рассредоточить воздушные суда на максимально безопасное расстояние, помочь экипажу при захвате самолета террористами, подготовиться к посадке судна без шасси или пневматики. Авиадиспетчер - это ключевая фигура, которая с земли контролирует транспортные потоки в небе.

По небесным правилам

Визитная карточка страны

В аэродромный дис­петчерский центр Нур-Султана посторонних не пускают. После нескольких этапов согласования с руководством РГП “Казаэронавигация” и строжайшего контроля в пунктах пропуска корреспонденту “Времени” удалось попасть туда.

- Астана-лайн, 123, вправо курс 010, разрешаю заход ИЛС ВПП 04, захват курсового маяка, доложите, - передает команду пилоту авиадиспетчер в трубку стационарного телефона.

На первый взгляд атмосфера в диспетчерских вполне спокойная, но за внешней безмятежностью скрывается непрестанное напряжение, которое испытывают авиа­диспетчеры. Сосредоточенный взгляд, поджатые губы, но ровный, уверенный голос. Чтобы не мешать друг другу, говорят не­громко, многие команды передают на английском.

В часы пик на радиосвязи с одним авиадиспетчером одновременно (!) могут находиться 20-30 воздушных судов.

- Помню, у меня на связи было сразу 22 самолета, - рассказывает нам начальник

аэродромного диспетчерского центра службы обслуживания воздушного движения Марат ГАЛИХАЙДАРОВ (на снимке). - Такое часто бывает при сложных метеоусловиях, когда аэродром закрыт, много задержанных рейсов, которые, как правило, хотят прилететь как можно раньше. Все прибывают к нам в одно время. Нужно их рассредоточить, выстроить змейку и посадить с безопасным интервалом.

В Нур-Султане с его крайне изменчивой погодой форс-мажоры не редкость. В такие минуты авиа­диспетчеры, чтобы не выйти из равновесия и не потерять картинку, как они сами выражаются, подменяют друг друга уже через 30 минут работы. В обычные дни они меняются каждый час-два.

Вот и в прошлый четверг в столице случилась очередная погодная аномалия - за сутки выпала месячная норма снега. Аэропорт закрыли, полеты отменили, аэро­дромная служба беспрестанно чистила взлетно-посадочную полосу, чтобы возобновить работу аэропорта...

Нет права на ошибку

Максимально безопасное расстояние между авиалайнерами в небе как минимум 18 километров. Пожалуй, в практике каждого авиа­диспетчера бывают ситуации, когда этот интервал сводится к минимуму. Так бывает при обходе опасных метеоявлений: гроз, зон обледенения, кучево-дождевой облачности. Здесь перед

командиром экипажа порой встает вопрос жизни и смерти: послушаться диспетчера или действовать по своему усмотрению? По инструкции пилот обязан выполнять команды диспетчера, но есть исключения.

- Бывают случаи, когда пилот берет ответственность на себя и действует по-своему. Так, при опасном сближении с другим судном командир экипажа должен больше руководствоваться сигналами, которые выдает система предупреждения столкновения самолетов TCAS, нежели следовать командам диспетчера, - говорит Марат Галихайдаров.

В 2002 году произошла крупная авиакатастрофа, когда в небе над Боденским озером по вине швейцарского авиадиспетчера Петера НИЛЬСЕНА столкнулись пассажирский самолет Ту-154М и грузовой Boeing-757-200PF. Противоречивые команды Нильсена стали роковыми для обоих самолетов. Не уцелел никто.

- Авиадиспетчер на тот момент подменил своего коллегу, пришлось работать на два сектора. Он посчитал, что дал верные команды, и занялся заведением другого судна на посадку. Российский экипаж, к сожалению, послушал диспетчера, а не систему предупреждения. Цепочка трагических обстоятельств вылилась в такую трагедию, - отмечает Марат.

- А в вашей практике были ситуации, близкие к критичес­ким? - спрашиваю я.

- С форс-мажорами мы сталкиваемся постоянно. Помню, несколько лет назад Boeing-757 вылетел из аэропорта Саньи. От китайских коллег поступила информация, что после взлета на полосе обнаружили фрагменты покрышки-пневматика, - вспоминает Марат Галихайдаров. - Левая тележка шасси была пустая, на голых дисках. Мы приготовились к аварийной посадке. Взлетно-посадочную полосу покрыли специальной пеной, чтобы смягчить искрение и исключить пожар. Экипажу дали команду на полет на низкой высоте над взлетно-посадочной полосой. Это аварийная ситуация, последствия которой могли быть очень печальными. Для пассажиров это был огромный стресс и шок. К счастью, все обошлось.

В инструкциях авиадиспетчера прописан алгоритм действий на все возможные ситуации, в том числе при захвате самолета террористами. Авиадиспетчеру нельзя открытым текстом выяснять у командира борта количество террористов и их намерения, потому что они могут прослушивать переговоры и стать более агрессивными. На такие случаи используется специальный язык, чтобы не усугубить ситуацию и в то же время всеми возможными способами узнать подробности: есть ли оружие у захватчиков, их количество, требования. Задача авиадиспетчера - максимально оказывать содействие экипажу, обеспечивать его необходимой информацией, чтобы он ни на что не отвлекался.

В начале нулевых террористы захватили воздушное судно в Афганистане, потребовав лететь в Европу. Они сделали несколько посадок для дозаправки, в том числе в Актобе. Наши спецслужбы не пытались обезвредить террористов, потому что последствия могли быть непредсказуемыми.

Экстренным случаем не только для экипажа, но и для авиадиспетчера является ухудшение самочувствия кого-либо из пассажиров.

- Радиообмен с пилотом происходит по определенной фразео­логии. Но когда пассажиру плохо, мы отходим от стандартных переговоров, говорим простым человеческим языком: выясняем возраст, пол и предполагаемую причину ухудшения состояния, чтобы на момент посадки медики были готовы спасать пассажира. Но давать советы, как оказать помощь, мы не должны, - подчеркивает Марат.

В работе диспетчеров случаются и забавные моменты. Если кнопка переговоров зажата, слышно, как командир говорит рядом сидящему пилоту: “Смотри, сколько уток!” Пролетающий в соседнем эшелоне командир экипажа слышит этот разговор и передает по рации: “Прием-прием, подтверждаю, уток действительно много!”

Кстати, пернатые доставляют немало проблем в авиации. Поблизости от столичного аэропорта находится озеро Майбалык, поэтому работы у орнитологичес­кой службы всегда хватает. Для отпугивания птиц используют шумовые и световые устройства, хлопковые пушки, ракетницы. Справляются хорошо - у аэропорта Нурсултан Назарбаев низкий показатель столкновений с птицами.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото автора, Нур-Султан

Без паники!

Перед тем как дать добро на взлет-посадку, авиадиспетчер с вышки в бинокль осматривает взлетно-посадочную полосу. Если обнаружит собаку или другое животное, вызывает машину безопасности, а лайнер отправляют на второй круг до посадки.

А если, например, как в остросюжетном фильме, пилот потеряет сознание, а за штурвал вынуж­денно сядет пассажир, сможет ли авиадиспетчер помочь ему посадить самолет?

В таком случае авиадиспетчер может экстренно связаться с авиакомпанией, попросить, чтобы прислали пилота из резервного экипажа, который знаком с полетами на том или ином типе самолетов. И, вполне возможно, он с земли по нашим каналам связи передаст указания человеку, который находится в кабине пилота. Теоретически пассажир, которому с земли дают команды, может посадить самолет. Но смотря какой пассажир - у него должно быть хотя бы минимальное инженерное мышление.

Авиадиспетчер, даже если у него есть пилотский опыт, не имеет права передавать команды пассажиру за штурвалом, потому что у каждого типа самолетов своя система управления. Пилот, летающий на Airbus, вряд ли сможет сразу полететь на Boeing - для этого ему нужно пройти переподготовку.

Есть у авиадиспетчеров определенные страхи, например, что откажет радиосвязь и пилот не услышит его.

Авиадиспетчеры говорят, что в такой ситуации главное - не запаниковать. Для самолета, связь с которым ты потерял, надо освободить воздушное пространство, дать ему приоритет для посадки.

Профессиональные болезни диспетчеров - плохое зрение и сердечно-сосудистые заболевания. Постоянное напряжение и огромная ответственность накладывают отпечаток. Возможно, по­этому в службах обслуживания воздушного движения так мало девушек. Порой меньше десяти процентов от численности персонала.

При посадке пассажиры аплодируют пилоту. Но пилот знает, какую роль в каждом полете играет авиадиспетчер - его труд бесценен и заслуживает самых громких аплодисментов.

Поделиться
Класснуть