9609

Миллионы мы не тратили!

Травля в интернете никак не повлияла на выступление группы Made in KZ в музее Кембриджа, где Бауржан ИТИКЕЕВ, Назым ХАМИТОВА и Жандос АКИМБАЕВ представили выставку “Золото Великой степи”. Накануне мы связались с Лондоном и взяли у музыкантов эксклюзивное интервью.

Миллионы  мы не тратили!

- Обнародованная сумма в 19,7 миллиона тенге, выделенная из бюджета на вашу поездку, стала для многих буквально красной тряпкой. Как вы отнеслись к потоку негатива в соцсетях (мол, лучше помочь бедным или вылечить больных)?

- Мы никак на это не реагируем, нас это не расстраивает, потому что оправдываться не за что - чужих денег мы не берем, - рассказывает руководитель коллектива Бауржан Итикеев. - Поясню. Мы даем два часовых представления на мероприятии “Золото Великой степи”, где выставляется найденный на территории Восточного Казахстана Золотой человек. Чтобы все понимали, в рамках этого мероприятия сюда прилетели не только мы, а еще немаленькая делегация - археологи, журналисты, представители акимата. Но информацию так перевернули, будто все деньги, весь бюджет мероприятия тратится только на нас, группу Made in KZ.

Те, кто обзывает нас в интернете, - недалекие люди. У них в жизни ничего не получилось, вот и надо на кого-то желчь изливать. Благо сейчас есть такая возможность - сидеть дома на диване, создавать массу фейковых страниц и поливать всех грязью.

- Некоторые ваши поклонники, наоборот, даже возмущались: почему из всей суммы на гонорар музыкантам выделили всего миллион тенге?

- Мы считаем, что на сегодняшний день, в условиях пандемии, иметь такой гонорар хорошо. И потом, когда ты едешь выступать не куда-то, а в столицу мира, то понимаешь, что совершенно ничего не потерял. Даже наоборот. Ведь это уровень! Не каждому казахстанскому артисту выпадает такая честь - выступать в Великобритании под флагом своей страны.

Правда, сначала было немного обидно, что, прилетев в Лондон, мы оказались закрыты на карантин. Не знаю, касается это всех прибывших сюда или только тех, у кого вакцина не имеет одобрения ВОЗ и Евросоюза. По крайней мере, мы с нашим “Спутником V” сначала сдавали ПЦР-тест, а потом оказались заперты в отеле. Таковы правила Великобритании. Но, если честно, по вечерам все-таки незаметно выходили и по чуть-чуть прогуливались. (Смеется.) К счастью, на пятый день после повторной сдачи ПЦР-теста и отрицательного результата выходить было можно.

- Правда ли, что впервые о вас заговорили во всем мире в конце 2015 года, после исполнения с помощью домбры песни “Лада-седан” российского рэпера Тимати?

- Просто на тот момент это была очень популярная песня, и в Инстаграме было трендом заливать 15-секундные ролики. Как-то мы сидели в студии и записали что-то вроде прикола. Даже не подозревали, что он так зайдет, а он просто залетел!

На самом деле популярность нам принесли каверы на композицию американской певицы LP под названием Lost on You и песню “Если б не было тебя” на французском языке, которую исполнял Джо Дассен. Благодаря соцсетям, где распространились наши выступления, нас и стали узнавать.

Но мы не только кавер-группа, у нас уже есть и авторские песни, собственный материал, готовый для выпуска целого альбома. Как только ослабят карантин, нас очень ждут в городах России. Хотелось бы проехаться и по европейским странам. Будем нести в мир свою главную миссию - популяризировать казахское творчество, родной фольклор и национальную музыку.

- Но, насколько я знаю, Бауржан учился по специальности горный инженер...

- Родом я из города Сатпаева нынешней Карагандинской, а преж­де Жезказганской области. Моя мама всю жизнь проработала обмотчицей двигателя в электроцехе рудника, а отец был горняком. Поэтому окончил я жезказганский политех, где и выучился на горного инженера. Но любовь к музыке победила.

- В моей семье тоже вроде нет музыкальных профессий, но все у нас однозначно музыканты, - делится Назым Хамитова. - Папа у меня пенсионер МВД, он играет и на баяне, и на домбре, и на фортепиано, и на гитаре, и поет прекрасно. В свое время у нас был свой семейный ансамбль. Поэтому с детства я играла на фортепиано и, окончив легендарную музыкальную школу имени Ахмета Жубанова, поступила в консерваторию.

- Я тоже окончил известную музыкальную школу-интернат имени Куляш Байсеитовой, а потом консерваторию. Хотя мама у меня бухгалтер в детском саду, а папа до пенсии работал в ГАИ, - добавляет Жандос Акимбаев.

- Получается, что в какой-то момент Бауржан, который является музыкантом-самоучкой, позвал на подмогу в группу свою супругу Назым, суперпрофессионального музыканта?

- С приходом Назым мы, действительно, сразу сделали большой рывок вперед в профессиональном плане. Но когда она пришла в коллектив, мы еще не были женаты, - говорит Бауржан.

- Больше того, Баур не взял меня в группу с первого раза! - смеется Назым. - Уже потом он спрашивал меня: “Почему на кастинге ты спела не так, как действительно умеешь петь?” Но сначала, после того самого кастинга, я писала ему в течение трех-четырех месяцев, чтобы узнать, какое решение в итоге они приняли - берут меня или нет.

- А потом я случайно наткнулся в Инстаграме на запись, где Назым играет на фортепиано и поет, - вновь вступает в разговор Бауржан. - Я искренне удивился: почему на кастинге было иначе? И, конечно, тут же написал ей об этом. Но пригласил сначала не в Made in KZ, а в другой, параллельный проект, где я был диджеем. Только месяцев через восемь совместной работы мы поняли, что нравимся друг другу. Потом все пошло-поехало, и мы создали семью.

- Музыканты больше других пострадали во время карантина. Не отпало желание заниматься творчеством?

- Пострадавшими себя не чувствуем. Были у нас и платные онлайн-мероприятия, и онлайн-концерты, и даже банкеты, а еще проводили в Zoom тимбилдинги. Гонорар, конечно, меньше, чем тогда, когда выступаем живьем, но тем не менее. Плюс я на карантине открыл мини-маркет, где продавались продукты, овощи и хозтовары. Но в какой-то момент этот бизнес настолько меня поглотил, что я стал отвлекаться от творчества. Вдруг понял, что ничего нового не написал, и решил срочно отойти от этих дел. Музыка опять победила!

Оксана ВАСИЛЕНКО, Алматы

Как это было

Британские учёные в восторге

Экспозиция из Восточного Казахстана “Золото Великой степи” покорила англичан. Выставка начала работу в музее Фицуильяма в Кембридже 28 сентября. Но еще задолго до ее открытия все билеты на ближайшие месяцы были распроданы. Ведущие ученые мира уже назвали ее мировым событием и присвоили пять звезд. Что же вызвало такой интерес?

Представленные вниманию британского общества артефакты были обнаружены казахскими археологами в Восточном Казахстане в курганах сакской элиты VII-VI веков до нашей эры. Этот период называют золотым веком в истории древних казахов. Венцом экспозиции является захоронение молодого лучника - нового Золотого человека, датируемое VI-V веками до нашей эры. Его одежда насчитывает 15 тысяч золотых предметов. В 2018 году останки воина были найдены в вечной мерзлоте, окруженные изысканными украшениями и оружием.

Золотые браслеты, ножны, украшения, чудом сохранившиеся элементы одежды и сбруи из кожи и войлока - это далеко не полный список экспонатов, погружающих зрителей в мир древних сакских племен, которые завоевали территорию от Черного моря до Центральной Азии. Каменные ручные мельницы выглядят не так привлекательно, как золотые украшения, но они доказывают, что саки-скифы делали муку. Как отметил глава Восточного Казахстана Даниал АХМЕТОВ, выставленные предметы свидетельствуют о том, что древние саки обладали уникальной культурой и глубокими знаниями в сферах кочевого скотоводства, горнодобывающей промышленности и металлургии.

- Это необычайная возможность переписать историю мира благодаря объектам, которые были раскопаны совсем недавно, буквально несколько месяцев назад, - сказал директор музея Фицуильяма Люк САЙСОН. - И самое главное для нас в Кембридже - это показать не только сами артефакты, но и весь археологический процесс и эксперт­ные знания, применяющиеся в Казахстане. Это по­истине особое событие в плане партнерства Кембриджского университета с коллегами из Восточного Казахстана в музейном мире, в мире туризма и прежде всего в мире археологии и науки о наследии. Мы рады, что эти ценные материалы впервые в Европе будут показаны именно нашим посетителям.

Британские археологи уже выразили желание поучаствовать в раскопках на территории Восточного Казахстана, и, скорее всего, сотрудничество двух стран не ограничится только этой экспозицией.

Милана ГУЗЕЕВА, Семей

Поделиться
Класснуть