Между прошлым и будущим
Как мы с фотокорреспондентом провели выходной в Средневековье
Сделать репортаж о современных ролевиках оказалось едва ли не сложнее, чем на самом деле совершить путешествие во времени. Ребята устали от ярлыков чудиков, бегающих по горам с палками, и очень не хотели общаться с прессой. На игру вообще не зовут посторонних - мешают. Неиграющие зеваки на их сленге просто “глюки”. Но прийти на тренировку нам все-таки разрешили, чтобы мы смогли понять, почему антураж других эпох так затягивает.
Тренируются каждые выходные - нельзя растерять навыки фехтования и стрельбы из лука. В карантин ни тренировок, ни игр не было. Зато было много прикольных фоточек в сообществе, как герои средневекового фэнтези занимаются бытовыми делами. Да и сейчас большими компаниями не собираются. Если погода шалит, занимаются в зале, но чаще и в зной, и в мороз стараются забраться повыше в горы, подальше от надоедливых граждан, которые не только лезут фотографироваться, но и вмешиваются в ход игры. А ребята потом за такими отдыхающими еще и мусор убирают. Говорят, найти чистую полянку для тренировки и игры становится в алматинских горах все сложнее. А еще в клубе строгие правила: придерживаются здорового образа жизни и проводят игры исключительно без алкоголя.
В рюкзаках и кофрах участников одежда и оружие. На солнечной полянке девочки - направо, мальчики - налево: игроки надевают костюмы, делают грим. Тематика на сегодня - средневековое фэнтези. Это любимый конек, но только на этом ролевики не зацикливаются. Из недавно сыгранного - “Пикник на обочине” по мотивам братьев Стругацких. Тогда погружение в заданную реальность получилось очень правдоподобным, в игре присутствовали описанные в книге артефакты, которые изготавливали вручную. А еще участники полигона приготовили описанный в книге борщ. Вообще-то по меню эпохи, в которую играют, ребята не загоняются, но на грядущей игре в викингов, что планируют провести осенью, все же думают наварить знаменитой похлебки.
Костюмы и экипировку для игр шьют сами - есть в группе талантливые мастера. Однажды даже сделали очень правдоподобные драконьи крылья. Делают и украшения. Сейчас с этим проще, всегда можно заказать антуражную бижутерию, пуговицы и прочие стилизованные под Средневековье детали и даже части тела для сказочных персонажей. Можно было бы шить и обувь, как из прошлого, но для этого нужны колодки. Спасением стали кожаные сапоги-ичиги. Для гостей-журналистов обувь не была предусмотрена, поэтому под подолом красивого средневекового платья, которым со мной любезно поделились игроки, прятались кроссовки. Девочки наряжались в эльфов-воинов, в лесных колдуний, но заверили, что могут пойти в бой и в платье, это не помешает.
- Мое самое любимое оружие - лук, - рассказывает Александра СЫРОМЯТНИКОВА, состоящая в клубе уже восемь лет. - Их изготавливают из стеклотекстолита, дерева и даже из ПВХ-труб. Мой лук сделал отец. Тетива на нем из капрона. Я довольно метко стреляю.
Девчонок в клубе меньше, чем мальчиков. Впрочем, многие стесняются прийти, хотя годами наблюдают в сети за играми и тренировками.
- Я узнала о существовании клуба лет в пятнадцать, а пришла впервые спустя три года, - признается сержант клуба Маргарита ЩЕРБАКОВА.
Она, кстати, одна из крафт-мастеров клуба и сегодня щеголяет в собственноручно сделанной драконьей голове. В занавесках, как в 90-х, уже никто не играет. А некоторые костюмы настолько детально проработаны и сшиты по канонам, что вполне могут быть надеты и на историческую реконструкцию. Есть в клубе классные мастера по работе с кожей, есть инженеры, которые создают для игр масштабные конструкции: для игры в викингов делали дом из бревен, для пиратской тематики - корабль. Им, кстати, так и не воспользовались - гараж мастеров вскрыли воры и корабль украли.
Изготавливают участники клуба и игровое оружие: мечи, луки, булавы и копья, для тренировок - тямбары, мягкие палки, имитирующие меч. Для сражений вооружение как настоящее, но опять не металлическое, а из стеклотекстолита. Мечи из него, кстати, тяжелые и ударить могут будь здоров.
Игру создают так называемые мастера. Они задают стилистику и общую канву действий и персонажей. А вот наделить своего героя характером или качествами может сам игрок. Игра - живое свободное действие, и чем она закончится, не знает на старте никто. Некоторые игры длятся несколько часов, а иногда больше суток. Самая длинная игра продолжалась три дня.
- Я был мастером на игре по “Пикнику на обочине”, - рассказывает Иван САМОФАЛОВ. - Но больше тяготею к Средневековью. Мне нравятся сюжетные игры, а не чисто страйкбольные.
Ролевики появились в Казахстане в 1990-х годах. Тогда участников этого движения называли толкинистами, потому что игры проводились в основном по сюжетам книг английского писателя Джона Р. Р. Толкина. Сегодня сюжетом для живой ролевой игры может стать любое событие, выдуманное или вполне реальное.
- Я беру исторические события последних тридцати лет и интегрирую их в игру, - рассказывает участник клуба, занимающийся страйкболом, Абдурахман ТУРКИА. - Недавно отыграли по Пабло Эскобару. Играли в события, произошедшие в Венесуэле во время путча в Каракосе. Затрагиваем африканские, афганские события. Обращаемся к фильмам, компьютерным играм. Ролевые игры живут не только в фэнтези, но и в страйкболе. А ребята, которые состоят в клубе ролевых игр, приходят поиграть и к нам. Единственное, что мне кажется не очень интересным, - это игры сталкеров. Хотя и у этого движения немало поклонников. Мне больше импонируют события за границей или вовсе фантастические. Все-таки хочется отвлечься от нашего быта, уйти в другую плоскость.
Попробовали и мы сказочную жизнь... На нашей тренировке присутствовал рог с историей. Молодые воины в средневековых костюмах вертели его в руках и пробовали трубить, но раскатистого призыва не получалось. Тогда не выдержал наш фотокорреспондент - взял рог, приложил к губам и как дунул! Казалось, пригнулись даже вековые сосны, а боевые эльфы замерли в шоке.
- Эх, не были вы в школе пионерами-горнистами! - усмехнулся дядя Вова и принялся объяснять, как добиться такого глубокого и мощного звучания.
Надышавшись и наигравшись, возвращаемся на полянку, где оставили вещи. Даже грустно немного снимать эльфийское платье, отклеивать уши и возвращаться в обычную жизнь. Делюсь своим настроением с ребятами.
- Действительно, самое трудное - выйти из роли, - соглашается Абдурахман. - Ты привыкаешь к своему персонажу, даже начинаешь чувствовать, как он. Такими стали для меня Адольфо и Абрахам Торрес из постапокалиптической игры Fallout и игры “Дарк таун” по вестерну. Очень сложно было выходить из образа этакого бандита-алкоголика, от которого я далек в реальной жизни. Но любая игра когда-нибудь заканчивается.
Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы