Чем дальше в лес…
В ближайшие пять лет в Казахстане собираются высадить два миллиарда деревьев. Это значит, что объем ежегодных посадок должен увеличиться кратно! Но при нынешних ресурсах лесников такая задача едва выполнима
Прошлой осенью после поставленной президентом страны в своем послании народу задачи посадить два миллиарда деревьев в ближайшие пять лет в лесхозах в экстренном порядке стали дополнительно распахивать землю под питомники и сажать семяна. Продолжили этой весной. Но саженцы будут готовы только через год. А объемы нужно увеличивать уже сейчас. Согласно плану с разбивкой по регионам Северо-Казахстанской области нужно высадить 116,5 млн деревьев.
- По-хорошему за два года до начала массовой посадки нужно создать питомники, посадить семена, завезти технику, набрать и обучить персонал, чтобы все было готово, - поясняет ученый-биолог, доцент Северо-Казахстанского университета им. М. Козыбаева Тимур ЗВЕРЯЧЕНКО. - Сейчас каждый лесхоз в Северо-Казахстанской области высаживает ежегодно по 35-40 гектаров леса, а в этом году им нужно посадить в два раза больше.
Тимур в небольшой экспериментальной теплице близ поселка Бесколь отрабатывает технологию ускоренного выращивания сеянцев сосны. Проклюнувшиеся в холодильнике семена по одному рассаживают в кассеты со специальным торфяным грунтом. Сеянцы быстро идут в рост и уже осенью, то есть через 4-5 месяцев после прорастания, смогут уехать на постоянное место жительства. Высаживают их с помощью техники: машина сама выкопает лунку, аккуратно поставит в нее растение из стаканчика, присыплет землей, так что саженцы, не теряя времени на адаптацию, быстро и дружно пустятся в рост. Оптимизировать процесс лесопосадки позволил грант Фонда науки, который Тимур Зверяченко выиграл еще в 2017 году совместно с предпринимателем-лесопользователем. Сумма гранта - 300 миллионов тенге. Еще 40 миллионов - доля бизнесмена.
В местных государственных лесхозах семена сажают в открытый грунт. В условиях непредсказуемого североказахстанского климата саженцы подрастают до нужной кондиции лишь через два года. Затем их вручную выкапывают и пересаживают на постоянное место. Приживаемость с учетом того, что при копке корневая система повреждается, получается ниже. Так что, пока в лесном хозяйстве не перейдут на новые технологии, задача посадить за пять лет 116,5 миллиона деревьев для лесников Северо-Казахстанской области - серьезный вызов.
Местные чиновники в отличие от ученых весьма оптимистично оценивают ситуацию. Руководитель управления природных ресурсов и регулирования природопользования Бейбут ИСМАНОВ заявил, что в этом году они посадят лес на 850 гектарах. При этом весенняя посадочная кампания позади, но никакого увеличения бюджетов у местных лесников до сих пор не случилось.
- Лесные хозяйства финансируются из областного бюджета, - объясняет руководитель профильного отдела управления Василий ЛАБАНЧУК. - Сейчас действительно увеличиваются объемы: ежегодная площадь посадки уже через три года должна вырасти в 20 раз. Работа предстоит большая, мы подали заявку на покупку техники, но я не могу сказать вам суммы, мы еще не знаем, выделят их или нет. Пока лесхозы делают всю эту работу за счет собственных средств.
Кроме этого лесники до сих пор не знают, где именно они станут сажать эту сотню миллионов деревьев. В лесном фонде области 690 тысяч гектаров, из них 538,5 гектара уже заняты лесом. Свободные участки перед посадкой нужно обследовать. Но лесоустроительные работы в самом разгаре. Как заявил руководитель областной территориальной инспекции лесного хозяйства Ережеп ЖАНАТАЕВ, лесоустроительные проекты будут готовы не раньше следующего года. Впрочем, уже понятно, что далеко не вся земля, принадлежащая лесхозам, пригодна под посадку леса.
- Я в этом году обследовал землю в Есильском районе по заказу лесоустроителей, - рассказывает Тимур Зверяченко, - так из 111 гектаров 50 - это солонцы, на которых лес вообще не вырастет, а оставшиеся - глубоко промытый солонец, на котором можно посадить березы, но если будет засуха, например, они погибнут. Я так в отчете и написал: высокий риск. У нас многие участки в области засолены. Но и выход есть: можно посадить рассаливающие породы, например вяз, карагач, тамарикс или лох, оставив широкие междурядья. А через 15 лет, когда они корнями промоют почву, уже высаживать основной лес. Но этого никто не будет сейчас делать, потому что в зачет идут только посадки наших главных пород: березы и сосны. В условиях ограниченных ресурсов и больших плановых объемов вряд ли кто-то станет заниматься таким проектом на перспективу…
Получается, для того чтобы кратно увеличивать объемы посадки леса, в регионе пока нет практически ничего: ни техники, ни людей, ни посадочного материала, ни даже планов посадки. Хотя дополнительный лес здесь очень нужен. Сейчас лишь 5 процентов территории Северо-Казахстанской области покрыто лесами. Специалисты говорят, что значительное увеличение их площади сможет смягчить климат: сделать его более влажным, снизить ветровую нагрузку. Урожайность сельскохозяйственных культур можно поднять, только окружив угодья лесами.
Ученые предлагают также посмотреть на лес и как на источник дохода. Сейчас государство получает от лесопользователей небольшую плату за вырубку. Но рубить лиственный лес можно лишь один раз в 50 лет, а хвойный и вовсе раз в 100 лет. Так что, например, с гектара березовой рощи в доход государства идет около 100 тысяч тенге один раз в полвека. Это если лес доживет до такого возраста, а не сгорит раньше или не будет уничтожен вредителями.
А между тем под сенью крупных деревьев можно выращивать медоносы, орехи, грибы, ягоды и даже фрукты. В теплице в Бесколе подрастают саженцы подходящих для этого растений, а Тимур Зверяченко пишет авторскую программу.
- Пекан, фундук, белый и черный орех, хурма, яблоня, груша, малина, голубика, черника, крыжовник, лекарственные травы, грибы - эти и многие другие культуры отлично себя чувствуют именно в разреженной тени деревьев, и все это сможет расти в нашем климате, - рассказывает Тимур. - В Канаде, Швеции под пологом леса разрешают культивировать растения. От побочных продуктов лесопользования у них получают доход выше, чем от продажи древесины. Наш Лесной кодекс напрямую запрещает посадку под пологом леса. И когда мы это предложили профильному комитету, сначала нам ответили отпиской. Потом сказали: сажайте в качестве эксперимента, но весь урожай придется отдать в доход государства. А смысл ведь в том, чтобы разработать коммерчески привлекательные технологии для широкого внедрения. Мы договорились пока о том, что все полученные плоды будем выкупать за небольшую плату. Но если мы хотим в нашей стране рационально использовать природные ресурсы, придется менять существующие нормы закона.
Ульяна АШИМОВА, фото автора, Петропавловск