3901

Асфальт на картошке

Добавлять выжимку из обычного картофеля в бетонную смесь, чтобы асфальт не таял по весне, предлагает актюбинская старшеклассница Гаухар АХТАНКЫЗЫ.

Асфальт на картошке

- Асфальт плывет вместе со снегом почему? - вопрошает 18-летняя ученица Назарбаев Интеллектуальной школы и тут же сама отвечает: - Потому что в его микропоры с легкостью проникает влага. В итоге он разрушается за короткое время, и не факт, что его спасут водоотводные лотки и арыки.

Но если добавить в асфальтобетонную смесь специальный картофельный компонент, то эта проблема будет решена надолго. Как минимум лет на 10-15. Проложил подрядчик дорогу и может не переживать, что в следующую весну на него обрушится шквал претензий.

Чудо-добавка называется глицерид феллоновой кислоты. Ее получают в результате пиролиза картофеля. Выражаясь простым языком, в результате сжигания корнеплодов в чугунной емкости при определенной температуре под землей из них извлекают необходимый компонент.

- Глицерид феллоновой кислоты попросту не дает проникнуть воде внутрь асфальта, в разы повышает прочность дорожного покрытия и его грузоподъемность, - говорит куратор Гаухар, учитель-модератор химии НИШ Дастан НАЗАРОВ.

По его словам, над чудо-смесью он и его ученики работали последние несколько лет. Но только Ахтанкызы довела проект до патента. Школьница ставила опыты, изучала необходимые материалы, разрабатывала формулы, не боялась экспериментировать.

Девочка в свою очередь рассказывает, что состояние актюбинских дорог в последние годы вызывает очень много нареканий. Нынешняя власть пытается строго следить за подрядчиками, заставляет переделывать некачественные участки, чего раньше почти не было, но решить полностью проблему пока не удается.

- Чтобы сделать асфальт проч­ным, стойким к влаге и прочим нагрузкам, в идеале необходимо добавлять в смесь выжимку - кислоту из свеклы - также методом сжигания. Но это дорогое удовольствие, поэтому закупают ее не все казахстанские производители асфальта, - говорит Гаухар. - Что касается картофельной выжимки, то она в разы дешевле за счет технологии производства и невысоких энергозатрат.

Школьница уже получила патент на свое изобретение в Институте интеллектуальной собственности при Минюсте. Разработку там проверяли тщательно, больше года.

- Компонент добавляют в смесь из бетона и песка из расчета 1:3, - поясняет Гаухар Ахтанкызы.

В актюбинском филиале Наццентра качества дорожных активов пока никак не отреагировали на новость про улучшающий качество асфальта компонент. Зато в проектном офисе “Ақтөбе - адалдық алаңы” хватаются за голову. Здесь совместно с представителями того же НЦКДА с апреля успели провести мониторинг 10 объектов как со старым, так и с новым ремонтом.

К примеру, осмотрели часть дороги Южный обход - Актобе и установили, что на 13-м километре водовод дал осадку. Помимо этого на четырех улицах и мостах в черте города обнаружены выбоины, трещины и засоры. На развязке дороги Северный обход - Актобе помимо прочего на нескольких участках уже сместились секции 80 водоотводных лотков, 100 метров основания дороги размыло, как и еще 474 метра обочины и насыпи откосов.

Не все в порядке и на таких крупных проспектах, как имени Алии Молдагуловой и 312-й Стрелковой дивизии. Там асфальт тоже в трещинах и выбоинах. Общая плошадь таких дефектных участков на двух проспектах составила 5,6 тыс. квадратных метров. На Илекском мосту, одном из оживленных участков, тоже ямы и выбоины общей площадью 2,7 тыс. квадратных метров.

- Соответствующим госорганам направлены письма-рекомендации по устранению нарушений, - был лаконичен руководитель проектного офиса “Ақтөбе - адалдық алаңы” Куанышбек СЕРИКЖАНОВ.

Из-за того что асфальт растаял по весне, ответ перед актюбинцами пришлось держать самому градоначальнику Асхату ШАХАРОВУ (см. “Кто не понял - аким не виноват!”, “Время” от 9.4.2021 г.). Тогда же выяснилось, что в прошлом году в городе отремонтировали 117 улиц. Это очень приличный объем работы. Но деятельность подрядчиков примерно на 20 улицах вызвала серьезные замечания со стороны контролирующих служб. Местами асфальт потрескался, а то и разрушился или его смыло водой.

Чтобы спасти асфальт, власти в этом году направляют минимум 91 млн тенге на строительство водоотводных лотков. Предусмотрены и другие, не менее масштабные и затратные проекты. Увеличит ли это срок службы асфальта - однозначного ответа нет.

Зато старшеклассница НИШ верит в свою идею. Девочке теперь предстоит пройти научную экспертизу. Но если найдется предприятие, готовое в экспериментальном режиме добавить глицерид феллоновой кислоты в бетонную смесь, то Гаухар Ахтанкызы готова поделиться с ними своими наработками.

Акмарал МАЙКОЗОВА, фото Махаббат КУДАШЕВОЙ, Актобе

Поделиться
Класснуть