18857

Пляж для экстремалов

Можно ли в Алматы бесплатно искупаться без вреда для здоровья и без административного штрафа?

Пляж для экстремалов

Спойлер: нет. Проверено. Впрочем, самые упорные могут и сами пройти главный июньский квест - найти в городской черте водоем, где можно вволю понырять и поплавать. В преддверии открытия купального сезона власти и спасатели в очередной раз обозначили городские зоны, где в жару алматинцы могут отвести душу. Их всего четыре: две расположены по обоим берегам озера Сайран, две приходятся на пляжные зоны Большого Алматинского канала - рощу Баума и зону отдыха “Гульдер”.

- Первым делом отправляемся на БАК. Одной из городских зон отдыха на воде он стал в 1985 году. Тогда же здесь появились и три оборудованных пляжа, и спасательные станции. Но есть один нюанс: в связи со строительством развязки наполнять БАК водой в этом году вообще не планируют. Зато никто не утонет. Главное, чтобы с моста не ныряли.

Большой Алматинский канал (БАК) в этом году заполнять не будут.

Впрочем, в Алматы протекают 28 малых рек и расположены 26 водоемов. А значит, диких пляжей для самых отчаянных купальщиков достаточно.

- В пути наш фотокор так вкусно рассказывает о своем босоногом детстве на берегах озерца в поселке Карасу, что решаем зарулить и туда. Ведь этот район давно относится к городу. Местечко очень живописное. Купола местной церкви отражаются в воде, квакают лягушки, берега заросли камышом и... горами мусора. В озере водится рыбешка, и по выходным сюда стекаются местные удильщики. Но купаться в воде, где даже водоросли борются за жизнь с отходами человеческого быта, вряд ли кто-то отважится. И хорошо. Потому что спасательной станции здесь отродясь не было. Местные жители отгородились глухими заборами, и, случись что, помощи не дозовешься.

Озеро в поселке Карасу подходит для фотосессии, но не для купания.

- Следующая точка - озеро Пархач. Оно расположено ниже проспекта Рыскулова. Пархач был известен своей бесплатной рыбалкой прямо в черте города, ведь раньше озерко служило накопителем при алматинском рыбопитомнике. 

Однако удовольствие порыбачить теперь обойдется в тысячу тенге с удочки - без оплаты не пройдешь через шлагбаум. И это несмотря на то, что в прошлом году анализ проб воды из озера показал загрязнение органическими отходами, к которым можно отнести и канализационные стоки. Купаться в этом озере предприимчивые товарищи все-таки запрещают и даже плакат соответствующий повесили.

- Не встретили отдыхающих мы и на Аэропортовском озере. Но это в будний день. В выходные народ здесь все же отмокает. Самые осторожные просто рыбачат. Официально озеро называется Малая Алматинка по имени реки, впадающей в него. Горная речка, протекающая через весь город, несет в озеро и разного рода человеческие отходы. В 2014 году озеро оказалось в эпицентре экологического скандала. Выяснилось, что по соседству с ним, в микрорайоне “Маяк”, появился стихийный скотомогильник. Впрочем, и сейчас у воды характерный гнилостный запах и болотный цвет. Пробы воды, проводимые ранее, стабильно показывают наличие в ней лактоположительных кишечных палочек. Это значит, что озеро загрязнено фекалиями.

Берега этого искусственного озера (дамбу и шлюзы здесь поставили в 1960-х, чтобы обезопасить мост дороги, ведущей на Талгарскую трассу, от селя) поросли камышом. Сегодня это место облюбовали сомнительные компании и любители интима в авто. Все близлежащие кусты усеяны бутылками, салфетками и презервативами. А когда-то это были обихоженные пляжи. В последние годы и частные инвесторы, и акимат Турксибского района делали попытки облагородить озеро. Почистили дно, обновили оборудование шлюзов, заковали дамбу в бетон и габионы, привели в порядок мост для перехода граждан через залив и даже соорудили прогулочный бетонный парапет по всему южному берегу. Однако работы по благоустройству остановились на полпути - обещанные пляж, прогулочные зоны, детские площадки так и не оборудовали.

 Официально купание в Аэропортовском озере запрещено, но спасательная база не упразднена. И время от времени с рейдами заезжают полицейские и спасатели, отгоняя от воды бесстрашных купальщиков.

- Едем на Сайран. Здесь видны попытки облагородить зону для отдыхающих. Купаться можно и на восточном, и на западном берегу озера на протяжении 300 метров от улицы Толе би. На восточном берегу традиционно многолюднее. В последние годы здесь появились кабинки для переодевания, туалеты, правда, часто закрыты, детский городок, скамейки, на песке выросли грибки для тени. Однако пользы от них никакой, потому что накрыть им крышу строители забыли. На это посетовал и 82-летний Геннадий БОЛДЫРЕВ, приехавший сюда на автобусе на разведку. Пожилой человек и на песочке посидел, и даже искупался.

На Сайране уже купаются вовсю. При нас здесь искали утонувшего человека.

- В этом году я на Сайране впервые, - рассказывает пенсионер. - Хотелось посмотреть, какие здесь условия. Постараюсь приезжать как можно чаще. Вода и солнце - что еще нужно человеку!

Будний день, обеденное время. А народу на пляже немало. Мужики на привале, одинокие пенсионеры, ватаги ребятни в сопровождении мам. Многие плещутся в прохладной воде. Бодрящая температура воды - особенность озера, ведь через него протекает река Большая Алматинка. Долгое время чистота озерной воды не подвергалась сомнению. Но с тех пор как русло горной реки стало обрастать особняками и ресторанами, ее состав может вызывать только трепет. Дизентерия, гепатит А, сальмонеллез. Чего только не находили в этих мутных водах!.. Только в прошлом году уровень норм допустимости загрязненности воды был здесь превышен в девять раз! Что покажут исследования этого года, пока не известно, результаты будут доступны к середине июня. Тогда либо произойдет официальное открытие очередного купального сезона на Сайране, либо вынесут очередной запрет. Выходит, купаясь здесь сейчас, народ нарушает статью 364 Административного кодекса, влекущую за собой сначала предупреждение, а потом и штраф в размере двух МРП (5834 тенге). А вот отдыхать у воды не возбраняется.

- Мы часто приходим сюда позагорать, - делится с нами Дарья ИГНАТОВА. - А вот купаться, мне кажется, здесь нельзя уже лет тридцать. Я бы не пустила в воду ни детей, ни собак.

По водной глади скользит служебная моторка. На западном берегу есть пирс и база, где дежурят спасатели и водолазы. Подъехав туда, понимаем, что они не просто так вышли на воду. Оказывается, проводится поисковая операция - ищут утонувшего. Все, что известно чеэсникам, это то, что молодой мужчина, отдыхавший на берегу Сайрана накануне днем в стихийно образовавшейся здесь же компании, полез купаться, а на сушу не вышел. Новые знакомые не знали его имени, не могли показать и место, где человек мог уйти под воду. Местные спасатели отреагировали тут же - поисковые работы продолжались до наступления темноты, а на следующий день водолазы возобновили поиски с восьми утра. Сменяя друг друга каждые 20 минут, они планомерно обследовали дно озера.

- Радиус поисков около 30 метров от лодки. Больше никак - мутность воды большая, - объясняет начальник управления чрезвычайных ситуаций Ауэзовского района Алматы майор Арман МАКЕНОВ. 

- Озеро наполнено только на 50 процентов. Сейчас мы не можем выставить даже буйки. Купаться здесь нельзя. Но даже пока ведутся поисковые работы, мы отправили отсюда с десяток детей.

Наблюдая за работой спасателей с берега, обсуждаем вариант, что “утопленника” может и вовсе не быть. В работе чеэсников случались истории, когда человек, которого искали на дне водоема, преспокойно возвращался потом на берег за вещами. Но, к сожалению, не в этот раз. Тело поднимают со дна озера. Личность утопленника еще предстоит установить. Но это уже не в компетенции спасателей. У них сейчас и без того забот хватает.

- Ежедневно по всем водоемам города, особенно диким, проводятся рейды полицейской и водно-спасательной служб, - рассказывает майор Макенов. - Планируется проводить мониторинг и с помощью дронов. Объясняем населению, что купание в необорудованных для этого мес­тах опасно для жизни, предусмотрены штрафы. Однако купающихся меньше не становится.

- В целом в Алматы нет водоемов, пригодных для купания, - подытожил заместитель руководителя департамента санитарно-эпидемиологического контроля Алматы Садвакас БАЙБАГУЛОВ.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее