3437

Мокрое дело

Медикам села Кеген Алматинской области приходится бороться не только с коронавирусом и другими болезнями - они сражаются с подземными водами и последствиями затопления

Мокрое дело

Огромная поликлиника на окраине административного центра Кегенского района была построена в рамках программы “100 школ, 100 больниц” в конце 2014 года. Бюджету она обошлась в 1,6 млрд тенге. Трех­этажное медицинское учреждение общей площадью 2,9 тысячи квадратных метров рассчитано на 250 посещений в смену.

На церемонию торжественного открытия приезжал из Талдыкоргана аким Алматинской области Амандык БАТАЛОВ. Это был его первый масштабный проект, сданный после назначения на должность главы региона.

В новой поликлинике получили работу 537 человек. Медицинский персонал не скрывал своей радости, ведь работать в просторных кабинетах с современным оборудованием - мечта любого специалиста.

К сожалению, не прошло и года, как мечты разбились о реалии жизни. Как уверяют сельчане, в 2015 году, как только растаял снег, цокольный этаж новой поликлиники затопило.

- Вода пошла из-под пола. Она была вез­де: в душевой, буфете, раздевалке, прачечной, архиве и конференц-зале. Весь день мы бегали с тряпками и в ведра ее собирали. Но она все прибывала и прибывала, - вспоминает санитарка. - Больничные сантехники перерыли весь подвал, искали порывы, но не нашли. Тогда кто-то из аксакалов сказал нам, что в этих местах подземные воды находятся близко и осушить подвал будет проблематично. Но начальники не захотели их слушать. Управившись с потопом за неделю, о проблеме все забыли.

Беда напомнила о себе весной следующего года. И снова у медсестер и санитарок начался очередной этап борьбы со стихией.

- Когда начали строить больницу, мы говорили, что подземные воды очень близко расположены, поэтому подвал не нужно делать. Но нас даже слушать не захотели. Построили. Сдали. А когда вода вверх пошла, начали бить тревогу, - возмущается жительница села Кеген Сауле КУСАИНОВА. - И это не единственный объект, где технички с тряпками не расстаются. Стадион построили. Мало того что он у черта на куличках находится, так там такая же беда. Грунтовые воды поднялись, и дети по воде мячи гоняют.

В 2016 году дирекция Кегенской районной больницы поняла, что решить вопрос с ликвидацией подводных вод ей не под силу, и распорядилась все медицинское оборудование, которое было размещено в подвале, поднять на первый этаж.

Заместитель главного врача Кегенской районной больницы Булбул КУДАЙБЕРГЕНОВА уверяет, что они не сидели сложа руки, а написали письмо в областное управление здравоохранения. Но ответной реакции не последовало, и уже шесть лет учреждение заливает подземными водами.

- К поликлинике прикреп­лены 29 700 человек. Она оснащена всем необходимым оборудованием, со дня на день ожидаем аппараты компьютерной и магнитно-резонансной томографии, - рассказывает Булбул Кудайбергенова, сопровождая нас к подвалу. - В связи с пандемией мы переоборудовали второй блок под инфекционное отделение для коронавирусных больных. Сейчас там лечение получают восемь человек с подтвержденной формой COVID-19.

Догадаться, где находится подвал, было несложно. Как только повернули за угол красивого здания, к нам навстречу выбежали несколько женщин в белых халатах с ведрами в руках. Видимо, пытались к нашему приходу ликвидировать следы потопа, но успели лишь вычерпать воду из огромного коридора.

- Здесь размещался административно-хозяйственный блок: буфет со столовой, душевая, прачечная, архив, конференц-зал и методические кабинеты. В связи с ситуацией, возникшей после поднятия грунтовых вод, мы вынуждены были все перенести на первый этаж, - ведет экскурсию по подвалу замглавврача.

Открываем первую дверь и оказываемся по щиколотку в воде. Здесь ее, видимо, никто и никогда не собирал, раз она уже грязно-зеленого цвета. Из-за влаги в подвале стали разрушаться и стены: у основания они осыпаются, а чуть выше окон покрылись плесенью и напоминают разноцветную карту мира. Трубы прогнили и дали течь. Пол покрыт грибком.

Такая печальная картина во всех кабинетах подвала. В конференц-зале вообще воды по колено. Стена, как в фильмах ужасов, покрыта каким-то зловещим черным налетом.

Архив, где хранятся истории болезней, тоже не избежал потопа. Надо отдать долж­ное санитаркам, которые спасли документы, поставив железные шкафы на кирпичи.

Единственным островком суши здесь оказалась прачечная. В светлой и чистой комнате тихо работают несколько стиральных машин, а на столе молча гладит постельное белье санитарка.

Мы вышли на улицу, чтобы взглянуть на фасад здания. Он тоже медленно разрушается: тут и там видны трещины.

- Стены монолитные, поэтому ваши опасения напрасны, - пытается переубедить нас заместитель акима Кегенского района Кенес КАБЫЛБЕКОВ. - Недавно здесь был заместитель акима Алматинской области Батыржан БАЙЖУМАНОВ. Мы ему показали подвал. Он осмотрел и территорию поликлиники, проверил коммуникации. Все в порядке. Доложили, что написали письмо в департамент по ЧС Алматинской области, чтобы они проверили здание на аварийность. Они выяснят причину потопа и насколько это опасно.

Он заверил, что специалиста из ЧС ожидают со дня на день и избавиться от грунтовых вод в подвале особого труда не составит.

- Как правило, вода в подвале появляется только весной. Чтобы проблема подтопления больше не тревожила, было решено организовать эффективный отвод воды от больницы, оборудовав ее системой дренажа, - поясняет зам­акима. - Правильно устроенный дренаж позволит избавиться от воды на участке и защитить конструкции подвала.

Интересная ситуация получается: все эти шесть лет никто не шевелился, переложив ответственность по осушению подвала на плечи медсестер и санитарок, а как только в район прибыли журналисты, вопрос решился.

Не проще ли было заранее предотвратить проблему проникновения воды в подвал, чем бороться с последствиями потопа? Ведь теперь недостаточно избавиться от грунтовых вод - надо делать ремонт в самой поликлинике, раз подвал находился под воздействием влаги длительное время.

Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото автора, Талдыкорган

Поделиться
Класснуть

Свежее