2774

Абзал АРЫКБАЕВ, музыкант, основатель ансамбля “Туран”: Мы оживляем забытые инструменты

Народные традиции Абзал вспоминает не только по праздникам - для него это предмет исследования. Он сделал невероятное - превратил этнику в современное шоу, объехал с ансамблем “Туран” весь мир, сам, без учителя, освоил горловое пение и раскрыл секрет, как влюблять в звучание казахских инструментов людей, далеких от музыки.

Абзал АРЫКБАЕВ, музыкант,  основатель ансамбля “Туран”: Мы оживляем забытые инструменты

С экспериментами Абзала и его музыкантов-единомышленников смирились даже в консерватории, цитадели академизма. В это учебное заведение ребята пришли не просто готовыми музыкантами, но и со своим видением, куда надо двигаться.

- Первый наш ансамбль, - рассказывает Абзал, - который мы создали в музыкальном колледже им. Чайковского, так и назывался - “Новая волна”. Нам повезло, что в колледже мы не просто учились играть, а исследовали инструмент и народную музыку, узнавали, как импровизировать и сочинять. Нам сразу стало понятно: нет смысла подражать кому-то из предыдущих мастеров. Надо делать некий апгрейд и идти к нынешнему слушателю. Народная музыка всегда была очень созвучна эпохе. И первоначальной задачей у нас было популяризировать не просто казахскую музыку, а народные инструменты.

Стоит сказать, что народная музыка и раньше изучалась фольклористами, создавались эффектные оркестры народных инструментов, исполнявшие и казахскую классику, и русскую, и европейскую. Но в какой-то момент это академичное направление словно достигло своей высшей точки и замерло. Все играли одни и те же популярные произведения, музыканты носили примерно одинаковые костюмы, пользовались одними и теми же прижившимися на большой сцене народными инструментами и приемами. Что же дальше?

Анар КАСЫМОВА и Абзал АРЫКБАЕВ.

- На самом деле, тот период был очень важным. Музыканты, игравшие на народных инструментах, стали получать полноценное профессиональное образование, соответственно, у них появился иной кругозор. Оркестровая практика породила множество подвидов внутри одного инструмента, что разнообразило звучание. Необходимость играть европейскую и русскую классику, опять же, заставляла повышать технический уровень, темпы, приемы - весь этот арсенал стал больше. Самое главное, изменилось отношение к ансамблевой игре. Ведь в казахской традиции было только сольное исполнение, ансамблей у кочевников просто не существовало. Так что, если бы не было этого этапа, я затрудняюсь сказать, каким сейчас было бы исполнительство, - анализирует Абзал.

Еще в советское время талант­ливый ученый Болат САРЫБАЕВ вернул к жизни и воссоздал по описаниям, находкам археологов многие музыкальные инструменты. Но существовали они в основном в музейных залах, на больших сценах прочно утвердился привычный состав: домбра, прима-кобыз (не аутентичный собрат, а больше похожий на скрипку), ударные инструменты. Очень медленно дорогу к публике пробивал себе даже завораживающий жетыген.

- Мы себя считаем последователями Сарыбаева, но практиками - заставляем звучать и жить полузабытые инструменты, - говорит музыкант. - И еще мы породили начало целого движения вот таких небольших групп, экспериментирующих с национальными инструментами и традиционным звучанием. И очень гордимся этим. Это прекрасно, когда рядом много коллег, когда есть конкуренция, есть рост. В свое время Арыкбаев очень хотел научиться горловому пению.

- Найти учителя было практически невозможно, - вспоминает он. - Я обращался к мастерам из Тувы, с Алтая, из Монголии. Но слышал в ответ что-то вроде: “Балам, сынок, у тебя уйдут годы надо пройти особые ритуалы, стать шаманом, получить одобрение духов, чтобы открылся такой уникальный дар, как горловое пение!” Но в итоге я за лето у себя на родине без живого учителя научился этому. И создал собственную методику, по которой могу очень быстро обучить каждого. Я вообще убежден, что способности есть у всех и заниматься музыкой надо всем.

Что же делают Абзал и группа “Туран” на своих концертах? Они одновременно возвращают к истокам и говорят на современном языке. На их концертах становится понятно, что акыны были первыми блогерами - говорили о том, что видели, в том темпе, в котором сами проживали это. Активно использовали сторителлинг: почти каждая композиция ансамбля (как и настоящий кюй) - это рассказ без слов о каком-то событии. Перед публикой то история охоты проходит, то лебедь рассказывает о своей потерянной любви…

Ансамбль “Туран” на гастролях.

- Самое главное - мы общаемся со слушателями, - подчеркивает Арыкбаев. - Ведь как проходит обычный концерт: выходит исполнитель, играет и… удаляется под аплодисменты зрителей, которые не всегда понимают, что за музыку они слушали. Но в Степи артист всегда умел наладить контакт: он знакомился, рассказывал о себе, говорил, что сыграет и о чем поведет речь. Тогда и вовлеченность зрителей совсем другая. Так работаем и мы. Даже больше. Мы обязательно еще проводим мастер-класс и даем 10-15 минут, чтобы зрители попробовали подержать в руках инструменты, извлечь из них звуки или понять, как работают связки во время горлового пения.

Одна из талантливых учениц Абзала Анар, первая девушка в Казахстане, профессионально овладевшая горловым пением, стала его женой и партнером в ансамб­ле “Аркайим”, где эксперименты пошли еще дальше - через джаз и рок до клубной музыки.

- Молодежь любит слушать свое, - признает Абзал Арыкбаев. - Представьте: люди колбасятся в клубе и вдруг понимают, что в числе других инструментов слышат домбру или шан-кобыз. Значит, это не мертвые предметы, значит, их дедушки играли на правильных инструментах. Вы же помните, каким открытием стало, когда мы поняли, что рэперы по темпу, по тематике, по импровизационности один в один повторяют опыт исполнителей жельдерме! У нас все это прописано в нашем культурном коде, все это уже есть. Так какой смысл пытаться законсервировать такой живой организм, как музыка? Надо смелее идти вперед. Наша национальная сокровищница сама себя сбережет, так что надо не бояться, пробовать все новое. У меня вообще такое ощущение, что уже в ближайшие годы мы увидим новый виток в развитии национальной музыки.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлены Абзалом Арыкбаевым, Алматы

Поделиться
Класснуть