2059

Не роскошь, а средство самовыражения

Молодой юрист из небольшого городка Державинска Тимур МУРЗАБЕКОВ без лишней скромности утверждает, что изобрел (!) трактор и автомобиль. Самодельная техника помогает новатору в домашнем хозяйстве, а иногда даже приносит дополнительный заработок.

Не роскошь, а средство самовыражения

Мечта Тимура открыть собственный автомобильный завод может показаться абсурдной, но ведь легендарный Генри ФОРД начинал с автомобиля с двигателем на раме и четырьмя велосипедными колесами, выдержал скепсис окружающих и массу поражений, прежде чем изобрел автомобиль своей мечты и создал всемирно известную компанию.

Тяга к конструированию у Тимура была с детства. В десять лет он самозабвенно собирал и разбирал игрушечные машинки, пытался смоделировать автомобиль в миниатюре из разных железяк, которыми всегда были набиты его карманы. Свой первый двухдверный автомобиль он собрал, еще будучи школьником.

В 2014 году Тимур начал собирать легкий двухместный спортивный автомобиль с открытым верхом, прототипом которому послужило гоночное авто Lotus Seven легендарного конструктора Колина ЧЕПМЕНА.

- Когда я увидел в интернете эту модель, сразу загорелся желанием собрать такую же, - говорит Тимур Мурзабеков.

Lotus Seven он собрал по чертежам из интернета, там же заказал детали. При минимальных затратах - не более 500 тысяч тенге - получился вполне симпатичный, а главное - рабочий автомобиль мощностью двигателя 80 лошадиных сил и разгоном до 100-120 километров в час.

- Я использовал двигатель “нивы-21213” объемом 1,7 литра, коробку передач от ВАЗ-2101, рулевую рейку Volkswagen Golf. Передняя подвеска самодельная на А-образных рычагах, установил амортизаторы мотоцикла “урал”. Фары противотуманные от внедорожников, поворотники от мотоцикла Иж, задние габариты от трактора МТЗ-82, задний мост от “жигулей”. Кузов обшит алюминием толщиной 0,15 миллиметра, капот оцинкованный, - с упоением рассказывает конструктор.

Своего спортивного железного коня он собирал не спеша и закончил работу в прошлом году.

- Эта машина дарит мне массу эмоций. Во время езды ощущения такие, будто ты мчишься на мотоцикле, но в то же время на четырех колесах. Динамика разгона завораживает. В Казахстане таких самодельных гоночных авто я не видел. Каждый год езжу на нем за городом - по городу нельзя, потому что нет разрешительных документов, - меняется в голосе Тимур.

Зарегистрировать свое детище он не может, потому что оно не соответствует техническому регламенту Евразийского экономического союза. В прошлом году Мурзабеков направил письмо в департамент технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии с предложением усовершенствовать требования к единичным транспортным средствам. В ЕЭК ему ответили, что “техрегламентом предусмотрена оценка соответствия транспорта, изготовленного в порядке индивидуального творчества, в аккредитованной испытательной лаборатории. Введение послаблений к требованиям безопасности к транспортным средствам, в том числе к изготовленным в порядке индивидуального творчества, в настоящее время нецелесообразно”.

Тимур нашел такую лабораторию в Алматы, где ему сообщили, что для регистрации машину нужно модернизировать, пере­оборудовать двигатель. Это требует миллионных вложений, поэтому овчинка выделки не стоит.

Но молодой конструктор не отчаивается и продолжает заниматься своим любимым делом. В прошлом году буквально за лето без каких-либо чертежей, по наитию, он собрал мини-трактор: китайский двигатель мощностью девять лошадиных сил, коробка передач, мост и задние колеса от классических “жигулей”. Преимуществом самодельной спецтехники Тимур считает ее дешевизну - сборка обошлась всего в 270 тысяч тенге, тогда как заводской стоит примерно 1,5-2 миллиона тенге. Кроме того, мини-трактор выполняет практически те же функции, что и фабричный. Плюс еще и в том, что к нему легко найти запчасти, потому что сделан он из комплектующих “жигулей”. Теперь Тимур собирается установить на свою спецтехнику гидравлику, ковш и щетку.

Конструированию автомобилей он нигде не учился, по образованию юрист, работает завхозом в местном акимате. Свое хобби мастер превратил в небольшой бизнес: на тракторе иногда чистит улицы Дер­жавинска от снега или мусора.

- Я мечтаю открыть небольшой завод, изготавливать автомобили и спецтехнику на заказ хотя бы по 2-3 единицы за сезон, дать рабочие места людям, развивать местное производство. Для этого у меня есть почти все: умелые руки, огромная тяга к конструированию, кое-какой опыт. Мешают только бюрократические препоны, проблема с регистрированием авто. Но еще великий Генри Форд говорил, что препятствия начинают пугать, только когда вы перестаете смотреть на свою цель. А я свою цель вижу четко, - полон оптимизма Тимур.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото из личного архива Тимура МУРЗАБЕКОВА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть