Зачем изобретать велосипед
Житель Шымкента Равшан ХАЛМЕТОВ хочет, чтобы на безмоторном транспорте могли передвигаться и пенсионеры, и инвалиды, поэтому и строит веломобили, удобные для всех.
Вообще-то, Равшан - хирург по профессии. Еще в детстве, в далекое советское время он вместе с братьями своими руками изобретал собственный транспорт - деревянную раму с передним поворотом на подшипниках, а потом лихо съезжал с горок с огромным грохотом.
Даже эту конструкцию Равшан пытался модернизировать - искал вместе с друзьями колеса от детских колясок, улучшал маневренность. А потом юный изобретатель обратил свой взор на велосипеды, которые, по его мнению, можно было конструктивно разнообразить.
Со временем братья с идеей о модернизации велотранспорта распрощались - нашлись другие дела. А вот Равшан до сих пор посвящает этому все свое свободное время. Впрочем, и сейчас он говорит по привычке: “Мы хотели, мы сделали” - словно его братья с ним рядом, хотя все делает он сам, без помощников.
В его гараже несколько веломобилей для всех возрастов: от 3 до 99 лет. Даже людям в почтенном возрасте под силу освоить передвижение на веломобиле от Равшана Халметова. Есть в арсенале и семейные велокомпозиции, двойные и индивидуальные, для людей с ограниченными возможностями.
- Разработано три направления веломобилей: индивидуальный вид городского транспорта, для парков, зон отдыха, дендропарков и зоопарков и для инвалидов, - рассказывает Равшан. - В большей степени я работаю над городскими велосипедами. Именно они могут стать популярным транспортом в городских реалиях.
Однако, по словам конструктора, сложно переломить наш менталитет. Отношение к тем, кто предпочитает этот вид транспорта, снисходительно-пренебрежительное. В Шымкенте с подачи экс-акима Габидуллы АБДРАХИМОВА уже не первый год пытаются внедрить велосипедное движение, сейчас обещают проложить несколько десятков километров велодорожек, ставят новые велостанции для аренды байков, но горожане неохотно пересаживаются на двухколесный транспорт. Шымкентцы считают успешными тех, кто имеет машину, а велосипед - это для лузеров.
- Как они ошибаются! Я, как врач, повторю банальную истину, что движение, спорт - это здоровье. Веломобиль - экологически чистый вид транспорта, при движении на котором работают все группы мышц. А на моих веломобилях передвигаться гораздо легче и комфортнее во всех смыслах, - вдохновенно рассказывает Равшан и приводит в пример Европу, которая давно пересела на городские велосипеды.
Веломобили у Равшана есть с ручным и ножным приводами.
- С ручным приводом я сделал веломобиль для людей с ограниченными возможностями. Недавно обратился мужчина, который после серьезных переломов с трудом мог двигаться, - рассказывает конструктор-любитель. - Для него я собрал индивидуальную конструкцию. Педали он крутит руками, а поворачивает и направляет движение еле заметным движением ног. Веломобиль снабжен навесом, который защищает от дождя и снега, а летом - от палящего зноя. Конструкция навеса настолько простая, что его можно легко снять, раскрутив четыре болта, и тогда веломобиль будет полностью открытым.
Веломобили делаются на базе обычных велосипедов, поэтому их легко ремонтировать. В них только рама оригинальная.
- Это очень прочные, антивандальные конструкции, - говорит Равшан. - Например, веломобили для взрослых имеют усиленную конструкцию, сзади расположено по два колеса с каждой стороны. В каждой карете ремни безопасности, так как там могут ездить дети в возрасте от 3 до 7 лет. Многие стилизованы под старинные автомобили. А еще можно на веломобиль поставить электромотор, и тогда он сможет ездить со скоростью 25 км/час.
Карету можно присоединить, а можно убрать. А можно пристегнуть прицеп, вес которого 9,5 кг, и перевозить небольшие грузы.
- Такой транспорт наверняка будет востребован у жителей дачных массивов и в частном секторе. Он маневренный и позволяет перевозить грузы, не прибегая к помощи специальных машин. И у всех есть корпус, то есть на нем вы чувствуете себя как в маленьком автомобиле, - говорит Халметов. - Мои автомобили можно использовать в парках, дендропарке, зоопарке. Они безопасны. Развивают скорость не более пяти километров в час. Я даже разработал дорожные знаки, которые можно установить для регулировки движения в зонах отдыха горожан. Но пока интереса к моим новшествам никто не проявил.
Конструктор веломобилей обращался в акимат Шымкента, в НПП “Атамекен”, рассказывал о преимуществах обновленного вида транспорта, но поддержки не нашел.
Но Равшан убежден, что рано или поздно горожане придут к понимаю того, что здоровье прежде всего, и его веломобили будут востребованы шымкентцами.
- У меня есть машина, но мне нравится велосипед, - говорит Халметов. И мечтает о том, чтобы его любовь к веломобилям разделили десятки единомышленников.
А тем временем
Возвращение байков
В Шымкенте вновь заработали велостанции Shymkent bike.
Проектом предусмотрено 40 велостанций с 160 велосипедами. Из них в настоящее время работает 31. Остальные девять станций будут введены в эксплуатацию в ближайшее время. С начала сентября продано около 100 абонентских карт, 31 житель города обновил свои карты. Кроме того, 39 держателей карт продлили абонемент, а 21 клиент дополнительно пополнил свой баланс.
Ирина КАЗОРИНА, фото автора, Шымкент