Акын с кистью и мольбертом
На днях Музей искусств им. Кастеева пригласил всех на онлайн-выставку Николая ХЛУДОВА. Верненский землемер и не знал, что его творчество станет поводом для хайпа…
Музей заинтриговал тем, что обещал видеоэкскурсию и лекцию от куратора выставки. Публика замерла в ожидании - художник и при жизни страдал за свою правдивость, а уж в наши времена ему досталось по полной. Дело в том, что этнограф порой изображал на своих картинах обнаженных девушек, показывал интересные казахские обычаи, которые нынешнему поколению кажутся безобразием.
Чего только стоит его картина с праздничным обрядом освобождения верблюда. Обнаженные по пояс женщины на виду у всех зубами развязывают веревку - та, кто сможет это сделать, получит в награду верблюда. Или мастерицы в юрте валяют войлок, раздевшись опять же по пояс. До сих пор идут жаркие споры: кто-то утверждает, что такая степная эротика лишь воображение художника, кто-то ссылается на древние обычаи и убежден, что художник был даже излишне стыдлив и обряд с верблюдами проводился полностью обнаженными участницами.
Впрочем, степная эротика не стала основной темой выставки. Сотрудники Музея искусств им. Кастеева готовили эту экспозицию давно и планировали таким образом отметить юбилей художника - 170 лет со дня его рождения. Дата - повод еще раз обратиться к этой уникальной фигуре.
- Мы запланировали все это еще год назад и не стали отменять из-за карантина, - рассказывает куратор выставки Амир ДЖАДАЙБАЕВ. - В Музее искусств хранятся в основном его наброски, этюды. Основная часть работ - в архивах Центрального музея истории Казахстана, поскольку Хлудов традиционно воспринимается как этнограф, документалист. Очень жаль, что мы мало знаем его, ведь это удивительный человек. Может быть, эта выставка подстегнет как-то интерес к нему. Лично мне как искусствоведу даже нравится, что в его работах нет художественного домысла, а только то, что было перед глазами художника.
Николай Хлудов жил в Верном с 1877 года. Работал чертежником, в качестве топографа и художника участвовал во многих экспедициях по краю. Во время этих поездок сделал огромное количество набросков с натуры, документируя жизнь и быт кочевников. В самом городе открыл первую студию для начинающих художников, был учителем Абылхана Кастеева, расписывал первый иконостас Вознесенского кафедрального собора.
Несмотря на все эти заслуги, как художник он не всегда вызывает восторг у искусствоведов. Его чаще называют этнографом, документалистом, дотошно фиксирующим увиденное. Словно за этим нет романтичного, влюбленного в жизнь художника. А ведь его картины наполнены светом, радостью и какими-то очень настоящими чувствами. Причем он ведь выбрал этот мир не случайно - Хлудов не жил в наших краях от безысходности или будучи сосланным. Он осознанно выбрал в качестве места жительства степной край и был ему предан. Как писал сам Хлудов: “Мои произведения выполнялись большей частью с 1884 года, и к произведениям своим я ничего не прибавлял и не убавлял, рисовал свои наброски с натуры, что называется, объективно”.
Видеоэкскурсия подготовлена по 50 живописным работам художника. Коллекционеры, кстати, высоко ценят картины этого мастера, хотя они очень редко попадают на арт-рынок.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлены пресс-службой ГМИ им. Кастеева