По коням!
В Шымкенте лошадей ваяют вдохновенно. Скульптурных композиций и памятников, где фигурируют кони и лошади, уже наберется на небольшой табун.
У шымкентских коней с седоками из бронзы есть своя особенность. В большинстве своем батыры, восседающие на породистых рысаках, установлены за счет частных вложений и являются собственностью заказчиков. Правда, согласуют их установку в госорганах и на выкупленном земельном участке.
Традиция устанавливать памятники основателям казахских родов появилась с обретением независимости. И первым в бронзе на коне увековечили Капал батыра. На тот момент композиция считалась уникальной для Шымкента, ведь впервые в городе появился памятник, у которого конь опирался только на три ноги, а четвертая замерла в шаге.
А через время таких композиций в городе стало много. Менялись только таблички, амуниция героев и местоположение скульптуры.
- А что удивляться? В мировой культуре полководцев всегда изображали верхом на коне. Именно так можно передать значение личности в истории, начиная с Древнего Рима и Греции. Вообще, в искусстве конь занимает особое место. Вспомните Пегаса! - восклицает известный архитектор Бахытжан АШИРБАЕВ. - Просто в нашем случае конь - это и дух степей, символ свободы, и не нужно думать, что таким способом мы еще и выражаем свою любовь к конине и казы.
Пять лет назад в Шымкенте открыли памятник двум казахским батырам - Тлеу Айтулы и Жолдаяку Тлеулы. Сходство с остальными композициями налицо. Главное отличие всех этих изваяний в том, какую ногу поднял конь: правую или левую.
- Все конные композиции в Шымкенте очень похожи. Но это происходит не потому, что с фантазией у скульпторов или художников плохо, все ведь зависит от заказчика. А чаще это люди, далекие от мировых канонов. Вот и получается, что все похожи. Но, что отмечу однозначно, все работы выполнены качественно, - рассказывает известный шымкентский скульптор, лауреат Госпремии Казахстана Насыр РУСТЕМОВ. - Я тоже хочу создать собирательный образ казахского батыра, который, как эпический герой, олицетворял бы и духовное величие народа, и мощный посыл в будущее, и страстную любовь к своей земле.
Впрочем, конные памятники в портфолио Насыра Русемова уже есть. Одна композиция украшает вход на Шымкентский ипподром, другая установлена в Казыгурте - это совместный проект со скульптором Дауреном АЛЬДЕКОВЫМ.
Насыр Рустемов особенно подчеркивает, что свой авторский почерк скульптор вырабатывает годами, а вот вкусы и предпочтения у заказчиков часто бывают, что называется, “хочу вот так”.
Исключение в лошадиной теме в Шымкенте - это малые архитектурные формы. Одна из них установлена возле бывшего кинотеатра “Шымкент”, ныне Театра сатиры и юмора, и очень любима горожанами. Стилизованные лошадки то ли пришли на водопой, то ли пасутся на лугу. Милые и простые.
- Малые архитектурные формы (МАФы) - это камерная скульптура, которая продиктована состоянием души художника, его видением мира. Этим они и отличаются от классических форм. Здесь художник полностью свободен от диктата, - комментирует Насыр Рустемов.
МАФ “Кокпар” на проспекте Момышулы тоже выбивается из общего ряда своей динамичностью. Как рассказала художница Ольга ПОТЕХИНА, не так давно бдительный полицейский спас инсталляцию от похищения. Страж порядка обратил внимание на рабочих, которые усердно пытались демонтировать “кокпаристов” с газона, расположенного между полосами автотрассы. Потребовал документы, а таковых у работяг не оказалось. Они ссылались на поручение “кого-то”.
Так и остался “Кокпар” на радость шымкентцам и гостям города на своем месте. Правда, узнать имя того, кто возжелал украсить общественным декором свои владения, тоже не удалось.
Ирина КАЗОРИНА, фото автора, Шымкент