6557

И зачем только раскопали?

Уникальное средневековое городище, обнаруженное археологами под Уральском, превращается в свалку. Музей под открытым небом, который планировалось обустроить здесь, пока остается только на бумаге, а территория исторического памятника периодически подвергается набегам вандалов.

И зачем только раскопали?
Раскопанная усадьба могла бы стать центром музея под открытым небом.

Городище Жайык было обнаружено случайно в 2001 году. Экскаватор строительной компании, проводившей здесь работы, снял ковшом пласт земли, под которым внезапно обнаружилась прекрасная кирпичная кладка. Строительство тут же было остановлено, и за дело взялись археологи. Оказалось, что это остатки крупного поселения времен расцвета Золотой Орды. Ученые раскопали центральную усадьбу, несколько городских домов, а также некрополь с мавзолеем, отделанным обливной глазированной плиткой.

- Это прекрасный образец города золотоордынской эпохи, - говорит ученый Мурат СДЫКОВ, руководивший раскопками. 

- Поселение было достаточно крупным. Кроме обычных жилых домов здесь находились мастерские и социальные объекты, например городская баня. Это удивительно, но можно сказать, что в местной бане использовался прототип сегодняшних теплых полов: под каменным полом строения были проложены желоба, по которым проходил теплый воздух.

Обнаруженные остатки городища были в таком хорошем состоянии, что у ученых возникла мысль построить здесь музей под открытым небом.

- Такой музей позволяет не только демонстрировать посетителям обнаруженные ценности, но и продолжать научную работу, - рассказывает Мурат Сдыков. - Музейные комплексы такого типа подразумевают реконструкцию одного или нескольких строений, смотровую площадку над раскопом. То есть ученые спокойно работают, а люди видят раскоп как бы в разрезе.

Инициатива ученых вроде бы пришлась по вкусу руководству области, и из высоких кабинетов было получено номинальное “одобрям-с”. Однако дальше этого дело не пошло. Мурат Сдыков, который тогда являлся руководителем Центра архео­логии Западно-Казахстанской области, написал десятки писем во всевозможные инстанции, начиная от акима области и заканчивая республиканскими институтами и министерствами, но все было тщетно. Через пару лет работы было решено приостановить. Денег на них не выделялось, а копать на голом энтузиазме долгое время ученые тоже не были готовы. В результате все раскопанные фрагменты, выражаясь научным языком, законсервировали, а говоря проще, просто засыпали землей до лучших времен.

Сторожевые ворота построены на въезде в городище.

Сейчас городище переживает печальную пору.

Его территория превращается в мусорную свалку. По тысячелетним курганам ездят машины, в том числе грузовые, здесь пасут скот, а местные жители периодически копают территорию самостоятельно. Их интерес вызывают не исторические артефакты, а трубопровод, проходивший здесь не в столь далекие времена. Трубы выкапывают и сдают на металлолом. То, что при этом повреждается археологический объект, никого не волнует.

- На данный момент земля городища ничья и находится без какой-либо охраны, поэтому мы имеем огромное количество мусора на ее территории. Никто не отвечает за сохранность этого памятника, - сетует Мурат Сдыков.

С момента консервации городища прошли годы, сменилось три акима, но лучшие времена так и не наступили. Правда, несколько лет назад на въезде в потенциальный музейный комплекс построили так называемые сторожевые ворота. Однако эти работы никак не согласовали с учеными.

- Во-первых, не были учтены наши пожелания о том, чтобы городище получило юридический статус и стало музеем под открытым небом. Во-вторых, не было принято предложение о создании четкой программы на несколько лет по строительству музея. В-третьих, не было принято решение о подготовке проект­но-сметной документации. Те чертежи и планы, которые мы представляли для строительства, совершенно не соответствуют тому, что сейчас построено, - говорит Сдыков. - Интересно еще, сколько средств ушло на это строительство? И, честно говоря, я вообще теперь не понимаю, что и как здесь будет дальше.

Строительным мусором покрыта вся территория городища.

В управлении культуры уверяют, что все не так плохо, как видится ученому.

- Эти ворота построены на средства меценатов. На них не потрачено ни копейки бюджетных средств, - рассказывает руководитель управления культуры Западно-Казахстанской области Кадырболат МУСАГАЛИЕВ. - И вообще это, можно сказать, только каркас. В дальнейшем будут проводиться работы по стилизации объекта. У нас есть огромный проект, который будет осуществляться поэтапно. Земля, выделенная под раскопки, уже наша, она находится на балансе областного центра археологии. Потребуются огромные деньги на строительство. Однако о суммах говорить еще рано. В следующем году мы будем только готовить ПСД на строительство музея.

Между тем, как утверждает Мурат Сдыков, проект будущего музея существует аж с 2007 года.

- Мы разработали этот проект до мелочей. Это должна быть реконструкция центральной усадьбы и, возможно, городской бани. А еще хотели установить смотровую площадку.

В отличие от руководителя управления культуры ученый даже называет примерную сумму, необходимую для строительства. По ценам 2015 года это было порядка миллиарда тенге. Деньги немалые, особенно если учесть, что за четыре года эта сумма наверняка увеличилась. Однако если не вкладывать деньги в науку, то можно вообще остаться без истории.

Местные жители ездят по обломкам истории.

- С открытием этого городища можно смело переписывать целые страницы из истории Евразии. Ведь раньше считалось, что наша местность в те времена была мало заселена. Было известно только одно городище Сарайшык. А наш Жайык доказывает, что в то время здесь люди не только жили, но и вели активную торговлю, овладевали ремеслами. И вся эта история словно никому не нужна!

Пока в управлении культуры изыскивают средства на реализацию исторического проекта, сторожевые ворота, построенные на въезде в городище, используются редкими посетителями местности исключительно в качестве туалета. Отходы человеческой жизнедеятельности по количеству составляют здесь серьезную конкуренцию образцам тысячелетней керамики.

Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора и Артема БУКРЕЕВА, Уральск

Поделиться
Класснуть

Свежее