1961

Ботаника обидеть может каждый

В любой момент может решиться судьба уникального Туркестанского ботанического сада: станет он научным центром и питомником, зачахнет или превратится в парк развлечений.

Ботаника обидеть может каждый
Кулахмет БАЙЖИГИТОВ (второй справа) показывает гостям свое детище - университетский ботсад.

О судьбе своего детища переживает его создатель Кулахмет БАЙЖИГИТОВ. История вкратце такова: Кулахмет сам родом из Туркестана, всю жизнь работал в Институте земледелия в Алматы, так что об особенностях родного края говорит с научной точки зрения. Он прекрасно осведомлен обо всех проблемах озеленения края.

В 1993 году Казахстанско-Турецкий университет им. Яссауи предложил Кулахмету взяться за интересный проект: вуз был готов предоставить сто гектаров земли и бюджет, чтобы разбить настоящий ботанический сад. Ученый обрадовался: и для студентов-ботаников (в хорошем смысле слова) польза, и для края уникальный опыт. Вместе с академиком Исой БАЙТУЛИНЫМ разработали проект, причем его изучил и одобрил ученый совет ботанического сада Алматы. Грело душу и то, что это первый в Казахстане ботанический сад при университете. К тому же появилась возможность на базе этого сада подбирать растения и агротехнику, которая подходит для сложного климата Туркестана.

“На основании многолетних исследований жаро-, засухоустойчивости и зимостойкости было определено 65 видов декоративных древесных и кустарниковых растений для озеленения субаридных территорий Казахстана”, - так сказано в письме Байжигитова президенту Казахстана. Письмо - о статусе и спасении уникального ботанического сада. А за этими строчками можно увидеть не ученого, а пахаря, который в жару и ветер ползает между посаженными прутиками, выхаживая их, который ищет растения, способные расти в местном климате и радовать людей. Тем более что ниша при всей востребованности оказалась сплошным белым научным пятном. Полученного опыта в итоге хватило на целую научную диссертацию. Правда, защитил ее Кулахмет в тот момент, когда со сменой ректора был плавно отодвинут от руководства садом. Без заботливой руки посадки захирели.

- Прежде чем заложить сад, мы изучили климатические особенности Туркестанской области, - рассказывает Кулахмет, - а это 45 градусов летом в тени, зимой минус 25-30, да еще с ветром. В Казахстане 55 процентов земель - это пустыни, на которых мало что может существовать. А мы за десять лет вырастили 120 видов и форм декоративных и плодовых растений. У нас был розарий, сиренгарий, питомник хвойных, большая коллекция плодовых растений. Только персика у нас около 30 сортов, это гордость Туркестана! Фактически мы выполняли работу института по интродукции растений, заложили большой питомник саженцев, на 20 гектарах, готовы были поставлять материал в промышленных масштабах. Но потом поменялся ректор, и в 2002 году я ушел, а через пять лет меня попросили вернуться и восстановить сад. Я вернулся - сад стало жалко.

Сейчас Кулахмет опять уже не работает в ботсаду, но переживает за его судьбу. В университете родилось решение передать ботанический сад на баланс города, дескать, университету незачем тянуть эту обузу. Правда, ученый совет университета отложил решение вопроса, но не отказался его рассматривать. Чем же плох для сада такой поворот?

- У этого решения много подводных камней, - волнуется Кулахмет. - Один раз я уже наблюдал, в какой упадок может прийти такой проект всего за пять лет, если он никому не нужен… Область и город не жаждут заниматься проблемами ботсада, да и сразу под вопросом оказывается его статус. Если при университете он был научной площадкой, то город, скорее всего, превратит его в парк отдыха, ведь это прекрасно озелененная территория. Но в том и состоит уникальность сада, что это уже готовая научная база, которая может стать питомником, поставляющим для города и области те растения, которые будут расти на этих землях при соответствующем уходе! Не будет целевого использования - мы потеряем и то, что уже имеем, а по-хорошему - надо дальше развивать, делиться опытом. Вы же прекрасно знаете, что государство выделяет огромные деньги на озеленение, а во что это превращается на практике? Используется одна схема - к приезду чиновников привозят грузовик саженцев из соседнего Узбекистана, втыкают как попало, и они благополучно умирают, а бюджет освоен. Все потому, что озеленением занимаются непрофессионалы, временщики. Вот в чем беда…

Кулахмет мечтает, что его драгоценное детище получит статус Центральноазиатского ботанического сада, что на полную мощность заработает питомник, на который уже даже выделен государственный грант. Тогда можно будет делиться опытом, саженцами, готовить специалистов-прак­тиков, озеленять край, а не разбазаривать уникальный опыт. Вот о чем переживает доктор биологических наук Кулахмет Байжигитов, вот о чем пишет он письма во все инстанции.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА и с сайта ayu.edu.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть