4722

Вся власть - владельцам

(Часть вторая. Начало в номере газеты от 19.10.2019 г.)

На наши вопросы отвечает депутат, член комитета мажилиса по экономической реформе и региональному развитию, руководитель рабочей группы по проекту закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства” Сапар АХМЕТОВ.

Вся власть - владельцам

- Сенат, вернувший проект закона в мажилис на доработку, считает, что следует конкретизировать перечень коммунальных услуг. Вопрос поднял депутат Канатбек САФИНОВ. В чем там загвоздка?

- Мы в мажилисе внесли такое определение коммунальных услуг: “Услуги, предоставляемые потребителю, включающие водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение, мусороудаление, обслуживание лифтов и иные услуги для обеспечения безопасности, комфорта и условий проживания, пребывания, перечень которых утверждается уполномоченным органом”. Сенатор выступил против фразы “иных услуг”, настаивал на конкретном списке. Но есть же дома, которые привлекают консьержев, охранников, компании по обслуживанию домофонов. И все это тоже часть коммунальных услуг.

Я считаю, что конкретного списка быть не может: жизнь не стоит на месте, появляются новые услуги, а закон должен быть гибким. Допустим, примут его, а потом уполномоченный орган включит плату за новую услугу, допустим, за электронное голосование. Снова придется вносить поправки? Но Сафинова не смогли убедить, и пока эти “иные услуги” убрали из приведенной мной статьи законопроекта. Мы считаем, что это непринципиальное изменение. Есть услуги по управлению и содержанию жилого дома, туда и включим “иные услуги”.

Кстати, мы скорректировали норму по определению расходов на содержание общедомового имущества: для коммерческих помещений тариф не может быть вдвое больше, чем для жильцов, физических лиц. То есть мы установили предел. Например, если собственники квартир будут платить по 25 тенге за один квадратный метр жилья, то владелец магазина - 50 тенге, и не более. И если сейчас собственники нежилых помещений не имеют права голоса, а в некоторых КСК считаются “дойными коровами”, то по обновленному закону, когда он вступит в силу, у них будет и право голоса, и ответственность за общедомовое имущество. К слову, сенатор Сафинов просил не менять, оставить все как есть, однако сенат его не поддержал.

- По законопроекту теперь для регистрации кондоминиума достаточно будет заявления всего от двух собственников много­квартирного жилого дома. К чему такая вольность?

- Кондоминиум, напомню, - это регистрация права собственности общего имущества. Сейчас как? Абсолютно все собственники квартир должны подписывать заявку в госорган на регистрацию кондоминиума. Но, занимаясь этим вопросом, я понял, что это невозможно: кто-то уехал на учебу, кто-то - за границу, а кто-то вообще живет в другом городе. Никогда не соберешь 100 процентов людей! Но разницы ведь нет - две или сто подписей стоят под заявлением, в любом случае в одном жилом доме регистрируют только один кондоминиум.

Причем первичная регистрация кондоминиума будет за счет средств местных исполнительных госорганов, они будут обязаны ее оформить в существующих жилых домах бесплатно для жильцов. Сейчас же собственники платят 150-200 тысяч тенге за регистрацию кондоминиума в пятиэтажном доме.

Одним словом, не нужны кворум, решения собрания, достаточно заявки как минимум от двух собственников. Кроме того, новому владельцу, купившему помещение в многоэтажном доме, зарегистрированном как кондоминиум, не надо будет перерегистрировать кондоминиум, вписывая туда себя. Как новый собственник, он автоматически становится членом этого кондоминиума, не нужно даже писать заявление. Но вот если он, этот новый собственник, решит на первом этаже сделать пристройку или открыть магазин, то делать перерегистрацию обновленного кондоминиума ему придется уже за свой счет. За вторичную регистрацию кондоминиума платит инициатор изменений.

- Это в теории. А что будет на практике? Допустим, два собственника из одного подъезда, сговорившись между собой, но не сказав остальным, пойдут регистрировать кондоминиум и втихаря хапнут еще и часть придомовой территории. Это же задумают сделать два собственника из другого подъезда. И что получится? Кто первым встал, того и тапки?

- Пусть хоть десять разных групп из одного дома пойдут одновременно или друг за другом подавать заявление, но уполномоченный госорган в любом случае зарегистрирует только один кондоминиум на весь дом, приняв заявление от тех, кто пришел первым. Кстати, даже ходить не придется - заявление можно будет отправлять через веб-портал “Правительство для граждан”.

На самом деле тут нет и не может быть конкуренции, какого-то соревнования. Для тех, кто успел зарегистрировать кондоминиум первым, абсолютно ничего не меняется и нет никаких привилегий: не увеличатся квадратные метры квартиры, не увеличится квадратура его лестницы, он не сможет получить придомовую собственность под коммерцию... Эти первые два собственника просто сделают общее доброе дело для всех, выступив с инициативой подать заявление. Все равно дом придут обследовать из управления жилищной инспекции и архитектуры и градостроительства города (хотя у них и так есть полная информация о кадастре, но мало ли, вдруг изменилось состояние дома или кровли).

Единственный вопрос, который зададут в уполномоченном органе (а это департамент юстиции) двум первым собственникам, будете ли вы включать в кондоминиум придомовую землю (участки и дворы, которые выходят за пределы общего имущества собственников. - Е. Т.). Если они ответят утвердительно, вот тогда в госоргане потребуют протокол общего собрания, где должно быть как минимум две трети подписей собственников помещений многоэтажки с пометкой “за”. То есть при таком случае владельцы квартир и помещений многоэтажки организуют собрание, на котором выбирают тех двух ответственных за подачу заявления для регистрации кондоминиума с придомовой территорией.

А если собственники подали заявку и госорган оформил регистрацию, но потом они передумали и захотели включить придомовую землю, то вторичная регистрация - даже с наличием протокола общего собрания - будет платной.

- Бытует такое мнение, что придомовые территории многоэтажек власти специально хотят передать собственникам квартир, чтобы снять с себя ответственность, снизить расходы государства на содержание участков. Ведь совет дома может отдать участок, на котором сегодня детская площадка, под коммерцию, если в совет, например, вошли заинтересованные в этом собственники...

- Этот вопрос вызвал много споров. Сейчас дворовые площадки принадлежат акиматам. И было много моментов, когда приходили представители акимата и сообщали жильцам: часть вашего двора отдаем застройщику под объект - кафе, магазин или новый дом. Жители близлежащих домов начинали жаловаться, писать письма во все инстанции. Но ведь это государственная, муниципальная собственность, и власти вправе ею распоряжаться по своему усмотрению.

Уплотнение застройки, конечно же, наносит ущерб интересам местных жителей. Поэтому законопроект и предусматривает придомовую территорию прикрепить к общедомовой, если две трети владельцев квартир подадут в местный исполнительный орган заявку включить эту землю в состав объекта кондоминиума. Однако надо иметь в виду, что потом уже не власти, а жители будут нести ответственность за содержание этой территории.

Мы не перекладываем ответственность с государства на жильцов многоэтажек, а даем возможность оформить дворовые площадки как общедомовую собственность. И под коммерцию использовать эти участки будет невозможно без решения общего собрания. Сомневаюсь, что две трети собственников позволят кому-то зарабатывать на детской площадке, отдав ее под аренду для коммерции.

(Продолжение следует)

Екатерина ТИХОНОВА, фото Романа ЕГОРОВА и с сайта gkhsp.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть