Улетай, туча!
Чем популярнее фестиваль, тем больше у него критиков
FourЭ прошел в юбилейный, десятый раз под девизом “Счастье быть вместе” и снова дал оптимистам заряд эмоций и энергии на целый год, а пессимистам - возможность поворчать.
Во второй фестивальный день, в пятницу, когда были разбиты все шатры и палатки, начал периодически накрапывать незлобный легкий дождь. Народ пережидал ненастье и снова отправлялся то к разнообразным предсказателям, то на мастер-класс психологов. В субботу погода ухудшилась, и участники ярмарки ремесленников еле удерживали свои навесы под порывами ветра, дождь лил не переставая, а с гор ползла зловещая снеговая туча. Мастер-классы и все активности срочно заменили на коллективные камлания и попытки вызвать солнце. И тучи отступили: в заключительный фестивальный день погода баловала и радовала, словно наверстывая упущенное.
Но при любых обстоятельствах кемпинговый лагерь не пустел, а мастера на тематических площадках ждали гостей. Карина ДМИТРИЕВА радостно встречала всех желающих возле рукотворного лабиринта. Оказалось, что пройти его - дело непростое и медитативное.
- Не стоит воспринимать лабиринты как развлечение, - объяснила она. - В них всегда вкладывали особый смысл, не зря остатки сооружений, выстроенных по одним и тем же канонам, находят по всему миру. Их предназначение - извечная попытка отключить “болтливый” ум, чтобы услышать свое сердце.
В самом конце тропинки, ведущей к горам, мы нашли две этнические деревеньки: казахскую и славянскую. В первой нас угостили чаем и баурсаками, во второй предложили нарядиться в сарафан и сфотографироваться в интерьере типичной светелки с самоваром, вышивкой и прочими атрибутами. На полянке - буйные игры с детьми, хохот и визг. Но стоит сделать несколько шагов в сторону - попадаешь в заколдованное место: факелы, мрачная атрибутика и звуки барабанов. Это шаманский лог, царство суровых бородатых мужиков в пестрых штанах и с отрешенностью во взгляде. Место брутальное и колдовское, оно оживает ближе к полуночи, когда возле костра собираются любители послушать бубны. Зато если пойти на звуки женских голосов и смех, то можно попасть в шатер шаманки Святозары. У ведуньи зачетный костюм, яркий макияж, зычный голос, она предлагает на выбор огромное количество оберегов на все случаи жизни.
- Мы прогнали тучу, с помощью наших обрядов улучшили погоду к завершающему дню фестиваля, - уверяет она.
Кстати, разные сообщества так и не пришли к согласию, кто же в итоге рассеял непогоду, накрывшую FourЭ в третий день фестиваля: шаманы считают это своей заслугой, гости уверены, что подействовал коллективный разум, самые просветленные говорят, что в любом случае все к лучшему. Также не утихают споры о том, что такое сам фестиваль: место духовной силы или площадка, на которой собираются коучи и практики разных мастей, чтобы прорекламировать себя и набрать паству. Любимая околофестивальная тема - посетовать, что FourЭ уже не тот, вот вначале, когда команда организаторов была иной, и музыка звучала иначе, и дух был круче. А теперь кругом только бизнес…
Действительно, за десять лет этот масштабный ивент сильно изменился, как и состав организаторов. Но главное, FourЭ доказал жизнеспособность и востребованность этнических фестивалей у нас. Как любой живой организм, год от года фестиваль меняется, обрастает новыми направлениями, но есть и некие непреложные истины. Во-первых, это праздник без алкоголя и агрессии. Злые языки говорят: трудно уследить, что пьют участники в палатках, особенно холодными ночами, но на территории не встретишь пьяных, и здесь не бывает криминальных инцидентов. Факт: оставленные без присмотра палатки с вещами спокойно ждут хозяев. Во-вторых, это место, куда раз в год люди едут не столько за духовными практиками (понятно, что за три-четыре дня невозможно серьезно пообщаться с мастером), сколько за настроением. Просто поглазеть на пеструю толпу и расслабиться.
Здесь принято ходить в необычных костюмах, масках, странной одежде, косплеить и вообще дурачиться и самовыражаться любым доступным способом. Здесь дети прекращают капризничать, и огромное количество собак, радостно сопровождающих хозяев, не затевают междоусобиц.
Десятый, юбилейный фестиваль решено было отметить еще и танцевальными рекордами. Правда, мировой не состоялся из-за плохой погоды, и его реализацию перенесли на более поздний срок. Зато поставили два казахстанских рекорда: 150 пар исполнили бачату и 905 человек - зумбу (на 45 меньше, чем в аналогичном российском рекорде). Всего же фестиваль посетили более трех тысяч человек, хотя предполагалось, что и цифра участников будет рекордная - около десяти тысяч.
- Да, погода немного подпортила наши планы, - говорит куратор танцевальной площадки Раушан САРБАЛИНОВА. - Но сколько человек, испугавшись затяжного дождя, сбежали в этот день в город, ровно столько приехали к нам, невзирая на непогоду.
Традиционно кульминацией фестиваля стал холи - праздник красок, пожелания любви и счастья. Рассказывать про это бесполезно - надо было видеть счастливые лица участников и зрителей. Может быть, и погода прояснилась для того, чтобы не испортить такой момент.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото автора и Ольги ГУМИРОВОЙ, Алматы