Муралом не вышли
Расписанные стены алматинских домов оказались без защиты... У города нет закона против вандалов и людей, не способных оценить чужую работу.
На профессиональном языке такие грандиозные полотна на городских стенах называют муралами. Стоит это удовольствие недешево, примерно от миллиона тенге, и, в отличие от хулиганствующих граффитистов, художники, создающие муралы, предпочитают законное поле. Работы создаются во время фестивалей или художественных акций, на их выполнение выдают разрешение в акимате города, тщательно выбирается месторасположение, авторы не скрывают лицо и имя. В Алматы уже несколько лет проходит фестиваль муралов, который финансируется из городской казны. Результат впечатляющий: в южной столице в настоящее время более 30 роскошных муралов, сделанных как отечественными, так и зарубежными художниками. Появление каждого нового “полотна” становится событием, долго обсуждается и порой вызывает хайп в соцсетях. Но то, что произошло недавно, шокировало все художественное сообщество и показало, как уязвимы монументальные работы.
Этим летом мурал “Соединяя миры”, выполненный группой DOXA art из Киргизии для фестиваля ARTBAT FEST на здании по проспекту Аль-Фараби, оказался обезображен. Житель дома утеплил свою квартиру и безобразной полосой перекрыл часть внешней стены вместе с росписью. И главное - он не нарушил никаких норм, кроме моральных: в городе нет ни положения, ни закона, по которому подобные произведения искусства охранялись бы и считались значимой частью городской среды. То есть если КСК решит закрасить стену дома или жители вздумают, что изображение им не подходит по фэн-шуй, то ни город, ни художественное сообщество не смогут помешать.
- Мы действительно в шоке и замешательстве, - рассказывает куратор фестиваля “Мурал фест” Молдир БЕКЗАТ. - У нас сейчас идет очередной, четвертый фестиваль, мы приглашаем авторов из других стран, работы художников как никогда вызывают большую реакцию в обществе, но, оказывается, нет никакой гарантии, что созданные росписи будут сохраняться… Мурал, о котором идет речь, сделан не в рамках нашего фестиваля, но и у нас есть “жертвы”. Так, одна из первых работ, которая была создана по детскому рисунку и стала визитной карточкой фестиваля (улица Розыбакиева, ниже проспекта Аль-Фараби. - К. Е.), оказалась частично перекрыта офисом фирмы, которая построила рядом жилой комплекс.
Молдир рассказывает, что в Алматы очень сложно найти подходящую для мурала стену дома - город у нас пока еще зеленый, и невысокие здания в центре обычно скрыты деревьями. Мурал же должен работать, то есть быть на виду. Расходы на роспись одной стены начинаются от миллиона тенге - это расходы на краску и материалы, на гонорар художнику, технику и другие составляющие.
- Муралы популярны во всем мире, и обычно в городах, собирающих коллекцию таких работ, есть специальный закон, который охраняет росписи и регламентирует развитие архитектурной среды так, чтобы мурал оставался на виду. Но в Алматы такого закона нет. Возможно, именно город должен все же озаботиться сохранением существующей коллекции. В настоящее время в Алматы только в рамках нашего фестиваля создано более тридцати муралов, еще четыре будут закончены до осени. Хотелось бы, чтобы они как можно дольше радовали алматинцев.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы