4412

Муралом не вышли

Расписанные стены алматинских домов оказались без защиты... У города нет закона против вандалов и людей, не способных оценить чужую работу.

Муралом не вышли
Один из муралов появившихся этим летом.

На профессиональном языке такие грандиозные полотна на городских стенах называют муралами. Стоит это удовольствие недешево, примерно от миллиона тенге, и, в отличие от хулиганствующих граффитистов, художники, создающие муралы, предпочитают законное поле. Работы создаются во время фестивалей или художественных акций, на их выполнение выдают разрешение в акимате города, тщательно выбирается мес­торасположение, авторы не скрывают лицо и имя. В Алматы уже несколько лет проходит фестиваль муралов, который финансируется из городской казны. Результат впечатляющий: в южной столице в настоящее время более 30 рос­кошных муралов, сделанных как отечественными, так и зарубежными художниками. Появление каждого нового “полотна” становится событием, долго обсуждается и порой вызывает хайп в соцсетях. Но то, что произошло недавно, шокировало все художественное сообщество и показало, как уязвимы монументальные работы.

Высокое искусство? Нет, не слышали.

Этим летом мурал “Соединяя миры”, выполненный группой DOXA art из Киргизии для фестиваля ARTBAT FEST на здании по проспекту Аль-Фараби, оказался обезображен. Житель дома утеп­лил свою квартиру и безобразной полосой перекрыл часть внешней стены вместе с росписью. И главное - он не нарушил никаких норм, кроме моральных: в городе нет ни положения, ни закона, по которому подобные произведения искусства охранялись бы и считались значимой частью городской среды. То есть если КСК решит закрасить стену дома или жители вздумают, что изображение им не подходит по фэн-шуй, то ни город, ни художественное сообщество не смогут помешать.

- Мы действительно в шоке и замешательстве, - рассказывает куратор фестиваля “Мурал фест” Молдир БЕКЗАТ. - У нас сейчас идет очередной, четвертый фестиваль, мы приглашаем авторов из других стран, работы художников как никогда вызывают большую реакцию в обществе, но, оказывается, нет никакой гарантии, что созданные росписи будут сохраняться… Мурал, о котором идет речь, сделан не в рамках нашего фестиваля, но и у нас есть “жертвы”. Так, одна из первых работ, которая была создана по детскому рисунку и стала визитной карточкой фестиваля (улица Розыбакиева, ниже проспекта Аль-Фараби. - К. Е.), оказалась частично перекрыта офисом фирмы, которая построила рядом жилой комплекс.

Пристройка закрыла часть изображения.

Молдир рассказывает, что в Алматы очень сложно найти подходящую для мурала стену дома - город у нас пока еще зеленый, и невысокие здания в центре обычно скрыты деревьями. Мурал же должен работать, то есть быть на виду. Расходы на роспись одной стены начинаются от миллиона тенге - это расходы на краску и материалы, на гонорар художнику, технику и другие составляющие.

- Муралы популярны во всем мире, и обычно в городах, собирающих коллекцию таких работ, есть специальный закон, который охраняет росписи и регламентирует развитие архитектурной среды так, чтобы мурал оставался на виду. Но в Алматы такого закона нет. Возможно, именно город должен все же озаботиться сохранением существующей коллекции. В настоящее время в Алматы только в рамках нашего фестиваля создано более тридцати муралов, еще четыре будут закончены до осени. Хотелось бы, чтобы они как можно дольше радовали алматинцев.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть