2100

Страшнее шторма, когда чёртики висят на вантах

Челлендж для яхтсмена: парусная регата в самой большой стране, не имеющей выхода к морю

Страшнее шторма,  когда чёртики  висят на вантах
В первый день регаты Капшагай показал свой нрав.

Несколько десятков парусников бороздят в эти дни Капшагайское водо­хранилище. Здесь в пятый раз стартовала международная регата на Кубок акима Алматинской области. Яхтсмены из России и Казахстана выясняют, кто из них быстрее и удачливее.

Тысячи километров преодолели своим ходом на машинах участники, добираясь из Новосибирска, Новокузнецка, Верхней Пышмы, Екатеринбурга, Томска, Севастополя, Сочи. Нашу страну представляют яхтсмены из Алматы, Капшагая и Щучинска. Парусные суда-катамараны и тримараны с надувными поплавками доставили на место соревнований в багаже. За час-два их собирают и спускают на воду. За неделю экипажам предстоит преодолеть почти 200 километров вдоль северного и южного берегов водохранилища. Маршрутная гонка разбита на шесть этапов протяженностью от 20 до 60 километров.

- Слово “катамаран” у большинства людей ассоциируется с отдыхом у водоема и крутящимися педалями, - улыбается один из организаторов турнира Олег ПАРАМОНОВ. - Особенность наших судов в том, что они разборные и могут ходить по любому водоему.

На технической базе идут последние приготовления команд к старту. Пока непонятно, где, собственно, парусники. Но стоит судам выйти в море, и ветер расправляет разноцветные паруса.

- У нас очень демократичная регата, - говорит Олег. - Мы рады всем участникам независимо от статуса лодки и опыта ее экипажа. С каждым годом участников становится больше, а борьба - интереснее.

На первый взгляд условия гонки просты: с утра экипажи стартуют, а вечером прибывают в точку сбора. Кто быстрее прошел этап, тот и выиграл. Результаты всех шести этапов суммируются, и определяются победители.

- Капшагай - непредсказуемый водоем. Бывает, стоит штиль, а потом мгновенно налетает ветер, поднимается волна, - рассказывает матрос Наталья АНДРЕЕВА. - В 2016 году из-за шторма многие суда вышли из строя. В тот год я впервые участвовала и думала, что, когда все закончится, больше близко не подойду к катамарану. Но на следующий год снова была в строю и бороздила Капшагай! Это уже зависимость. В этот раз я участвую с новым капитаном на новом судне и думаю, приключений будет еще больше!

В первый день регаты Капшагай показал свой нрав.

В первый же день гонки Капшагайское водохранилище, которое экипажи называют морем, вновь показало свой непростой нрав:

команды накрыло штормом и дождем.

- Шторм - это проверка слаженности команды и ее готовности к нестандартным ситуациям, - считает хозяйка тримарана “Шаман” Елена БЕРЕЗКИНА из Новосибирска. - Но еще страшнее штиль, когда даже “чертики” (указатели направления ветра. - Н. П.) неподвижно висят на вантах. По регламенту

команды не имеют права помогать судну двигаться и грести веслами, так что приходится часами стоять на одном месте.

На капшагайской регате мы второй раз, - продолжает Елена. - Впервые узнали все прелести вашего водоема в 2016 году. Помню, шли с легкими парусами, подул легкий ветерок, и мы заметили в воде небольшие водовороты. Наш рулевой Наталья КУЗНЕЦОВА интуитивно сбросила кливер (косой треугольный парус. - Н. П.), как вдруг налетел сильный ветер. У нас срезало веревку, на которой держится гик (устройство, служащее для растягивания ниж­ней части косых парусов на яхте. - Н. П.), и мы еле пришвартовались к острову. Пока решали свою проблему, стали подходить другие катамараны. Навальный ветер был такой, что мы одно судно вытаскиваем, а другое сносит в море. Около часа боролись со стихией, а потом все стихло так же внезапно, как началось.

Кстати, экипаж “Шамана” чисто женский, но морские волчицы имеют в своей копилке немало побед в разных соревнованиях. В 2016 году именно они забрали Кубок капшагайской регаты.

- Под парусом ходим давно. Нас всему учили мужья, которые тоже ходят под парусом, поэтому мы дамы умелые, быстрые и не боимся трудностей. Успех нашей команды в слаженности и целеустремленности, - отмечает Елена.

Команда судна “Кин-дза-дза” без музыки никуда.

Если раньше парусный туризм считался в нашей стране просто хобби, то в феврале 2018 года клуб “Жетысу” получил аккредитацию в Федерации спортивного туризма. Теперь участникам регат будут присваивать спортивные разряды.

- Конечно, здорово, что нас теперь тоже считают спортсменами, - комментирует Олег Парамонов. - Но главный кайф для участников регаты - это открыть новые водоемы и пообщаться с другими яхтсменами.

У каждого судна свой характер. К примеру, грозный “Авентадор” привередлив в музыке: когда включают рок, он идет легко и быстро, а другие стили его тормозят. Маленькая яхта “Кин-дза-дза”, которую алматинская команда построила за два года своими руками, не любит шторма.

Впечатляют не только названия судов, но и участники. Внимание всех привлекает колоритный капитан Петр РАСТЕГАЕВ.

Петр Растегаев.

- Под парусом хожу лет десять. Это хобби для души, - признается он. - Когда есть возможность, участвую в регате. Для меня это лучший отдых.

- Пятиминутная готовность! - прерывает наш разговор команда организаторов.

Через мгновение два десятка парусных катамаранов устремляются по водной глади Капшагайского водохранилища. 22 июня они финишируют, и лучшие получат в награду Кубок акима Алматинской области и денежные призы.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото Веры ОСТАНКОВОЙ, Алматинская область

Поделиться
Класснуть