3824

Хранители неба

Авиаторы - народ суеверный и строго чтут негласные правила

Хранители неба

Военные летчики стараются не летать в свой день рожденияи 13-го числа,не фотографируются перед вылетом и не желают друг другу счастливого полета.

Попасть на авиационную базу сил воздушной обороны РК в Талдыкоргане непросто. Здесь сформирована первая казахстанская эскадрилья - 12 истребителей поколения 4++ Су-30СМ. До конца года их количество вырастет до двадцати.

Журналистам Министерство обороны разрешило не только посмотреть, как готовят “сушки” к вылету, но и заглянуть в кабину пилота.

Воспользовавшись возможностью, мы буквально облазили один из самолетов. Су-30СМ - машина поистине уникальная. Она может выступать в роли и бомбардировщика, и перехватчика, и самолета сопровождения, и истребителя с уникальными пилотажными характеристиками.

Конечно, журналистам хотелось узнать побольше деталей и подробностей из жизни и службы военных летчиков. На растерзание нам дали двух молодых, но уже опытных пилотов. Парни немного смущались от такого внимания, но старались сохранять боевой дух.

Лейтенант Мирас АЙДАРУЛЫ летает четыре года и уже имеет в своем арсенале 140 летных часов. Служить в военной авиации мечтал с детства.

- На истребителях мы совершаем полеты четыре раза в неделю, - рассказывает он. - Каждый вылет - это новый опыт и непередаваемые ощущения.

Летчику-истребителю Темирлану БАЙМЕНОВУ всего 23 года, но он уже налетал 180 часов. Летать начал еще в школе, затем окончил Военный институт сил воздушной обороны имени Талгата Бегельдинова и уже второй год служит на авиабазе в Талдыкоргане. До сих пор он помнит свой первый полет.

- В начале разбега все дрожит, двигатель на полной мощности, а после отрыва сразу наступает тишина. Первые минуты я по сторонам смотрел и не мог налюбоваться. Потом инструктор мне сказал: “Смотри на приборы!” и вывел меня из ступора, - улыбается Темирлан. - Особые ощущения, когда ты совершаешь самостоятельный полет. Это совсем другое чувство.

Кстати, оказалось, что гардеробу военных летчиков может позавидовать любая модница. Например, костюм, который на Темирлане, стоит 5 миллионов тенге.

- Это ППК - противоперегрузочный костюм, который спасает летчика от перегрузок и закипания крови. Еще есть ВКК - высотно-компенсирующий костюм. В оба вшиты специальные шланги, которые подключаются к системе самолета. Когда машина маневрирует на больших высотах, то, сжимая тело, трубки позволяют перерас­пределить давление в организме, что предотвращает угрозу потери сознания пилота, - объясняет Темирлан.

Профессиональный гардероб у летчиков довольно внушительный. Только обуви у них 12 пар, разные головные уборы, перчатки трех видов, парадная форма и повседневная, а также различные куртки. Кстати, кожаную шевретку летчики носят не для форса, а чтобы защитить тело, если вдруг произойдет возгорание.

Пока мы общались с пилотами, команда техников начала готовить “сушки” к тренировочным полетам. Расчехлили борта, подогнали технику, стали проверять исправность приборов и навесного оборудования.

- Существуют четыре этапа подготовки: предварительная выполняется за день до вылета, предполетная - за четыре часа до вылета, повторная - после первого вылета и послеполетная - после всех вылетов в конце смены, - рассказывает старший авиационный техник Ерсултан ЖОЛАМАН. - Успешность полета зависит от нас на 99 процентов, поэтому мы все проверяем тщательнейшим образом.

- Девушка, нельзя в кабину, - прерывает наш разговор чей-то окрик.

Оказалось, одна из журналисток попыталась пробраться в кабину пилота, чтобы сфотографироваться. Но летчики суеверны и за этим следят строго.

- Многие приметы написаны крас­ными чернилами, и, как у нас говорят, кто сам себя стережет, того и Бог бережет, - просвещает нас Темирлан Байменов. - В авиации свои суеверия. Например, мы не надеваем на серьезный вылет новые вещи - только старые, проверенные. Не поднимаемся в кабину с левой ноги, не фотографируемся и не даем интервью перед полетом, не считаем, сколько было взлетов и посадок. Стараемся не летать 13-го числа, и у нас даже нет борта с этим числом.

После всех подготовок и ритуалов Cу-30СМ один за другим стали взмывать в небо. Мы, задрав головы, смотрели, как стремительно они набирают высоту.

В числе виражей, выполняемых на этой машине, есть и поистине уникальные. Например, самолет может лететь хвостом вниз, причем машина в таком положении управляема. А еще Су-30СМ может потерять скорость и даже... остановиться в небе на какое-то время, после чего опуститься вниз.

Но увидеть виражи, которые выполняли летчики, нам не удалось, потому что во время учебно-тренировочных полетов самолеты набирают высоту до девяти тысяч метров и с земли их разглядеть просто невозможно.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото Веры ОСТАНКОВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть