На литре топлива - в будущее
Вчера в Алматы изобретатели студенческой команды Satbayev University представили энергоэффективный автомобиль, на котором они будут участвовать в мотогонках Eco-Marathon Shell в Малайзии. Конструкция должна проехать на одном литре топлива как можно большее количество километров.
Впервые экомарафон на экономичность состоялся в 1939 году, и с тех пор проводится ежегодно. В 1969-м организаторы расширили регламент и разрешили принимать участие в нем не только переделанным стандартным автомобилям, но и специально построенным машинам любой конструкции, лишь бы они могли развивать установленную среднюю скорость на дистанции.
Это уже вторая попытка алматинских студентов покорить Eco-Marathon Shell. В прошлом году они показали неплохие результаты, но в лидеры не прошли.
- На этот раз мы усовершенствовали и намного облегчили конструкцию, - рассказывает капитан комады Алибек ИБРАИМ (на снимке).
- В прошлом году наш болид весил около 95 килограммов, а в этот раз - 42-43 килограмма. У нас очень прочная и легкая рама из карбона, два мотора, которые работают на этаноле. Мы выбрали это горючее, потому что оно намного эффективнее бензина.
- До какой скорости разгоняется ваш автомобиль?
- Мы его до максима не разгоняли, но теоретически он может ехать со скоростью 43-45 километров в час. Но на состязании нам нужно будет ехать со скоростью 27 километров в час, чтобы сэкономить как можно больше топлива. Призеры прошлых лет легко могли проехать более 4000 км на одном литре.
- Имеет значение, на каком виде топлива соревнуются машины?
- Конструкции классифицируются по видам топлива. Можно использовать электрическую батарею, дизель, бензин, этанол, водород.
К сожалению, ребята не смогли продемонстрировать свое изобретение в деле из-за поломки, которая возникла накануне презентации.
- При тестировании машины треснула сварка на конструкции рамы, и нам пришлось поставить ее на ремонт, - прокомментировал Алибек. - 15 апреля нам уже нужно отправлять ее в Куала-Лумпур. Хорошо, что это случилось дома и у нас есть возможность исправить поломку. Было бы хуже, если бы это произошло на соревнованиях.
Кстати, пилотировать болид на соревнованиях будет прекрасная девушка Аяулым ЖАКСЫЛЫК.
Будущий инженер машиностроения не только отлично разбирается в технике, но и великолепно танцует и поет. Буквально на днях она была ведущей на финале “Мисс Алматы”.
- Как вас занесло в пилоты? - поинтересовалась я у Аяулым.
- Раньше, когда смотрела по телевизору соревнования “Формулы-1”, всегда хотела проехать на такой машине. Мечты сбываются! Конечно, гонка EcoMarathon Shell не “Формула-1”, но я поеду на болиде пилотом. Выбор пал на меня не только потому, что я худенькая, а по регламенту пилот должен весить не больше 55 килограммов, но и благодаря моей любви к технике.
- Страшно?
- Скорее, волнительно! Я понимаю, что на мне большая ответственность. К тому же там своя техника вождения: большую часть машина должна ехать накатом.
Марафон пройдет с 28 апреля по 2 мая в Малайзии. Пожелаем ребятам удачи!
Надежда ПЛЯСКИНА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы