На электробусе!
Атыраусцы дождались! На линию пустили первый электробус. Горожане с интересом тестируют новый, бесшумный и безвыхлопной вид транспорта.
По всей видимости, городской администрации до того надоела проблема с общественным транспортом, что за ее решение взялись основательно. И если не так давно были закуплены новые автобусы, то недавно в Атырау впервые в истории пассажирских перевозок был пущен электробус.
Наша газета уже сообщала о первом в стране тест-драйве электробуса (см. “Без шума и выхлопа”, “Время” от 20.2.2019 г.). И вот теперь вслед за Нур-Султаном на экологически чистом отечественного производства автобусе пробуют добраться до нужного пункта назначения и атыраусцы.
В нефтяной столице электробус просто находка, чудо, спасение, если хотите.
- Наконец-то власти взялись за общественный транспорт! - говорит, садясь в салон электробуса, Раиса АФАНАСЬЕВА. - Здесь прекрасно: просторно, чисто и нет этого жуткого запаха дизеля! Давно бы так!
По словам подсевшего в электробус на одной из остановок первого заместителя председателя правления АО “СПК “Атырау” Данияра ТАХАНОВА, в послании народу Казахстана “Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность” Елбасы Нурсултан Назарбаев говорит о необходимости развития экологического вида транспорта и создании необходимой инфраструктуры.
Поэтому СПК в рамках исполнения поручения руководства области проводит тест-драйв электрического автобуса производства ТОО “СарыаркаАвтоПром”.
- Тестируем автобус с начала месяца. На сегодня проехали уже более двух тысяч километров, и проведенный анализ показывает: электробусы - перспективный городской общественный транспорт, позволяющий существенно улучшить экологическую ситуацию города, - заметил Д. Таханов.
Перспективный и, что немаловажно, доступный сегодня проезд в электробусе составляет 80 тенге. В принципе, такая же стоимость и в обычных автобусах, но в тех сильно пахнет дизелем, салоны меньше, они не так просторны.
- К тому же электробус менее изнашивается, он бесшумен и экологически чище. Костанайцы первыми предоставили тест-драйв электробуса без каких-либо дополнительных условий. А то, что сейчас люди платят за проезд, уходит на нужды нового автопарка, - говорит Таханов.
Вместе с атыраусцами электробус тестирует на местных автодорогах Роман КРИВОПАЛЕНКО, представитель ТОО “СарыаркаАвтоПром”. Он подчеркивает, что именно нефтяная столица вслед за главной, Нур-Султаном, деловито подхватила инициативу внедрения нового вида транспорта. Роман отметил, что в Атырау, в принципе, неплохие дороги, а сам Атырау достаточно длинный по протяженности областной центр. Хотя это на работу электробуса, конечно, никак не влияет, электрозаряда хватит надолго.
“Пилотный проект реализует СПК “Атырау” совместно с недавно образованным автопарком Akzhayik Avtopark, - объясняет Роман Кривопаленко. - В электробусе нет сложных механизмов, характерных для автобусов с двигателем внутреннего сгорания. По этой причине отсутствует необходимость замены масел, фильтров, приводных ремней, обслуживания и ремонта таких узлов, как топливная аппаратура, система впуска-выпуска, коробка переключения передач.
В автобусе с двигателем внутреннего сгорания с приходом холодов используется так называемое зимнее топливо. Помимо своих положительных характеристик по использованию при минусовых температурах его стоимость выше на 30-35 процентов, что приводит к увеличению стоимости эксплуатации, электрический автобус лишен данной проблемы.
Еще один плюс электроавтобуса - его высокая энергоэффективность. Для примера: на один километр пути такой автобус затрачивает около одного киловатта энергии; автобус, работающий на дизтопливе, на таком же расстоянии будет затрачивать порядка 400 мл топлива. Если это перевести в денежный эквивалент, то на один километр пробега электроавтобус потратит от 18 тенге, его дизельный аналог - 90-100 тенге, т. е. электрический автобус в 5-6 раз экономичнее!
Роман заметил, что именно СПК “Атырау” совместно с перевозчиком вышли с предложением провести тест-драйв - и все по поручению акима Атырауской области.
По словам сопровождавшего СМИ директора нового автопарка Akzhayik avtopark Куантая КАЛМАНА, никаких трудностей в работе электробуса пока не было обнаружено - ни по расходам, ни по комфорту.
“Понравилось оснащение салона - только в одном автобусе десять видеокамер, работают системы кондиционирования и отопления. Сам ездил до 23.00 с пассажирами. Все высказываются положительно”, - отмечает Калман.
Правда, был один вопрос от пассажира Алексея ГАМИРОВА: почему только на одном маршруте пустили новый вид транспорта? На что ему ответили, что после проведения тест-драйва вопрос решится в целом, какие маршруты охватят и сколько вообще электроавтобусов будет ездить по Атырау.
В целом же, как заверил нас представитель СПК “Атырау”, отзывы об электробусе среди жителей нефтяной столицы действительно очень позитивные. В дальнейшем будет рассмотрена возможность приобретения порядка десяти единиц электрических автобусов. “Потому что мы все создаем для комфортных условий пассажиров”, - заключил представитель корпорации.
Надежда ШУМИЛИНА, фото Тамары СУХОМЛИНОВОЙ, Атырау