3265

Без шума и выхлопа

Первый электроавтобус на улицах Астаны прошёл испытания холодом

Без шума и выхлопа

В столице тестируют электрический автобус. Транспорт будущего собрал массу хороших отзывов среди пассажиров и водителей. После обкатки перевозчик примет решение, стоит его покупать или нет. Мы тоже решили поучаствовать в тест-драйве.

К слову, приступить к развитию электротранспорта еще два года назад поручил глава государства.
Однако над словами президента чиновники, похоже, долгое время раздумывали. Понадобилось два года, чтобы исполнить поручение и наконец-таки протестировать электрический автобус! Все попытки внедрить электробусы ранее сталкивались с жесткой критикой комитета транспорта и других контрольных ведомств. Что же стало движущим фактором сейчас, непонятно. Может, решение продиктовано назревшей готовностью перейти на экологически чистый транспорт? Корреспондент редакции, как и другие жители Астаны, протестировав электротранспорт, в очередной раз убедилась, что не нужно бояться инноваций. Спустя два года нам наконец показали и доказали, что это комфортно, экономично и экологично.
Если кто-то думает, что транспорт с батарейкой - это неженка в наших условиях, то глубоко ошибается. Тестовые испытания электробуса сознательно начали в первых числах февраля, когда в Астану пришли экстремальные морозы до -45 градусов. Автобус оставили на 24 часа под открытым небом, а утром вывели на дорогу. Транспорт завелся без проблем и проехал 240 км. Оказалось, что низкие температуры не влияют на работоспособность электродвигателя, при этом у дизельного автобуса в этой ситуации возникнут проблемы.
- Вообще, электробусы рассчитаны на работу при температуре от -50 до +50 градусов, испытания это подтвердили. Мы продолжаем тестировать автобус на электротяге, создавая для него самые экстремальные условия: он выводится с полной нагрузкой на разные отрезки улиц, в часы пик, с имитацией остановок. Параллельно тестируется система отопления, и мы убедились, что в автобусе даже при минус 40 градусах и сильном ветре пассажирам тепло. Всего обкатка будет длиться 30 дней. На сегодня электробус соответствует всем требованиям перевозчика, - заявил координатор проекта “Электротранспорт” ТОО “СарыаркаАвтоПром” Роман КРИВОПАЛЕНКО.
У электробуса масса преимуществ перед автобусом с дизтопливом. Во-первых, он безвреден для экологии, так как вообще не выделяет выхлопных газов. А во-вторых, техобслуживание чудо-автобуса обходится значительно дешевле, ведь у него нет большинства привычных агрегатов: двигателя (соответственно не требуется замена масла, фильтров и ремней), топливной аппаратуры, выпускной системы, коробки передач.
На днях во время очередного заезда инновационного транспорта испытатели впервые пригласили добровольцев из числа жителей Астаны.
Пассажиры в пути с удовольствием делились впечатлениями, подмечая мелочи вроде разъемов для бесплатной подзарядки телефонов в пути, климат-контроля, и не только.
- Сразу видно, что экологический транспорт! - войдя, сказала одна дама.
- Этот автобус меньше шумит, двигается мягко, и в нем очень тепло. Это приятно, - отозвался пожилой мужчина.
За рулем экологически чистого транспорта нарядно одетый водитель, для которого езда превратилась чуть ли не в сказку.
- 10 дней тестируется автобус, у меня пока только положительные эмоции. Если сравнить с вождением стандартного дизельного автобуса, то у электроавтобуса отсутствует коробка передач. Поэтому трогание с места не вызывает никаких рывков, автобус просто начинает плавно ускоряться. Торможение также происходит очень плавно. То есть пассажиры никакого дискомфорта не чувствуют во время езды. А для водителей удобная эргономика обустройства салона - все органы управления и переключения в зоне досягаемости. Не приходится отвлекаться, внимание только на дорогу. По сравнению с тем, на чем мы ездили обычно, у электроавтобусов бесспорное преимущество! - считает водитель автобусного парка №1 Ербол УРГАРИНОВ.
На время тест-драйва зарядная станция установлена на территории автобусного парка №1.
Подзарядка в зависимости от емкости батареи автобуса занимает около 1,5 часа. Этого с учетом включенного кондиционера хватает, как показали тесты, на 240 км.
При этом в среднем протяженность маршрутов Астаны составляет 25-40 км в обе стороны, электробус на одной зарядке может отработать всю смену. Испытатели провели анализ энергоэффективности электробуса.
- Совместно с акиматом Астаны и автопроизводителем ТОО “СарыаркаАвтоПром” на нашей площадке парка начали прорабатывать вопрос по эксплуатации автопарком экологически чистого транспорта. Экономичность таких автобусов в шесть раз выше, чем тех, в которых используют традиционные двигатели. Объясню почему: средний расход электроэнергии составляет 1 кВт/км. У нас 1 киловатт стоит 18 тенге. Если сравнить с дизтопливом, то его на 1 км уходит порядка 650 граммов. При его стоимости 196-208 тенге за литр выходит 126 тенге/км. Выводы делайте сами, - сказал зампредседателя правления по эксплуатации автобусного парка №1 Жомарт БАЙБЕКОВ. - Электробусы выгодны всем автобусным паркам столицы, ведь тариф на проезд в Астане с переходом на электронную систему оплаты остался прежним - 90 тенге без учета того, что дорожает все остальное, включая ГСМ.
Инновационный транспорт уже проехал по столице более 700 км.
Со временем электробусы заменят часть обычных астанинских автобусов, ведь это мировой тренд. Во всяком случае, хочется верить в это. По прогнозам, к 2025 году половина автобусов в мире будет электрическими. Лидером, безусловно, станет Китай - уже сегодня там обновили парк на 99 процентов. Надо заметить, что условия для внедрения электрического транспорта в нашей стране созданы. Так, с прошлого года в Казахстане запущена программа обновления автобусного парка. Ею могут воспользоваться перевозчики для закупа электроавтобусов, созданием инфраструктуры занимается оператор “РОП”, который прорабатывает вопрос создания сверхбыстрых заправочных станций. Надеемся, после двух лет ожиданий на дорогах Астаны действительно станут курсировать электроавтобусы, а тест, вызвавший интерес у СМИ, устроили не для того, чтобы глаза замазать о якобы проделываемой работе. Наша редакция будет следить за развитием этой темы и обязательно проверит, сколько же электрических автобусов появится в столице в этом году к дню рождения города. Наша столица успела запомниться миру как символ энергии будущего. Может, пора перейти к решительным действиям, не к показательным демонстрациям, а к повсеместному внедрению и использованию инноваций?

Тогжан ГАНИ, фото Батыра ОСПАНОВА, Астана

Поделиться
Класснуть