Нескучный арт
На улицах Алматы помимо скульптуры 12-метровой белки появилось еще 15 арт-объектов. О том, почему выбрали именно их и сколько это стоит, мы поговорили с руководителем агентства социальных решений FUNK Майрой ИЗМАЙЛОВОЙ (на снимке).
- Вы заявляли, что FUNK вложило 8 миллионов тенге в создание скульптуры белки. У ее противников сразу возник вопрос: а может ли быть столько денег у какого-то агентства?
- Наше агентство работает с 2009 года: мы проводили фестивали Astana Art Fest, Art Energy Almaty, 26 KZ, у нас есть другие проекты. Мы заработали эти деньги - это нормально. Мы собирались вложить эти восемь миллионов в развитие бизнеса, но решили потратить на интересный городской проект. Но видите, во что это вылилось. Если честно, думала, что реакция на белку будет более положительной.
- Деньги на 15 оставшихся арт-объектов полностью выделил городской акимат? Во время официальной презентации белки прозвучала цифра 78 миллионов тенге.
- Да, это та сумма, которую выделил акимат. Но из нее нужно вычесть 15 миллионов, которые ушли на создание белки. Это не просто стоимость арт-объектов. Это гонорар художникам, монтаж, работа целой команды архитекторов, дизайнеров, логистов...
Давайте я вам объясню, как все происходило. В январе мы провели закрытый конкурс. Выбрали 11 арт-объектов, которые, по нашему мнению, могли украсить город.
- Почему конкурс был закрытым?
- Мы кинули клич среди своих друзей и соратников - дизайнеров, художников, архитекторов. На тот момент еще не было ни проекта, ни акимата, мы не знали, во что это выльется и как мы это реализуем - нам просто хотелось сделать что-то интересное для оформления Алматы. Было много идей. Мы взяли все проекты и принесли их в акимат, презентовали. И из них отобрали одиннадцать. Опять же, было непонятно, выделят ли на их реализацию деньги. Но мы были рады тому, что какие-то работы понравились. Решили расширить проект и объявить еще один конкурс, но на этот раз открытый. А в качестве куратора пригласили Алекса РИНСЛЕРА (британский художник, автор белки. - О. А.) - нам хотелось, чтобы это был человек со стороны. Поставили бы своего, нам бы сказали: кто он такой? У нас нет пророка в своем Отечестве.
- Как оказалось, и не в своем Отечестве его тоже нет.
- Мы ведь не просто так позвали именно Ринслера - нам его рекомендовали. Сказали, что он занимается фестивалями, делает классные скульптуры по всему миру. Алекс откликнулся, провел бесплатные мастер-классы, в которых могли принять участие все желающие. Он заразил толпу людей. После этого мы объявили о том, что ждем работы на тему “Алматы - теплый город”. Нам хотелось сделать его более уютным, дружелюбным, открытым миру. Получили 60 работ, из них экспертная комиссия отобрала сначала 37, а потом пять лучших. Агентство выделило победителям по сто тысяч тенге. И мы снова пошли в акимат. Но на этот раз понесли эти работы.
- Ринслер был председателем жюри конкурса, который вы проводили, и его белка сейчас стоит возле “Атакента”. Среди 16 арт-объектов, которые также появились в городе, три работы скульптора Эдуарда КАЗАРЯНА и две - архитектора Эльдара ХАСАНОВА - тоже членов жюри вашего конкурса.
- Алекс был приглашенным автором в рамках проекта “Алматы - теплый город”. А Казарян и Хасанов не участвовали во втором открытом конкурсе, они его только оценивали. Их арт-объекты выбрали еще зимой, когда проводили первый закрытый конкурс. Они были в числе тех 11 работ, которые изначально понравились акимату. А потом, после второго открытого конкурса, к ним добавилось еще четыре малые архитектурные формы (в частности, уличная библиотека “Яблоко знаний” и скамейка-скульптура “Против течения”). А что касается Ринслера и белки. Он прожил в Алматы какое-то время, ему показалось, что это атмосферный город с шармом. Алекс предложил создать для него тотем в виде белки - нам это понравилось. Он был вместе с нами в акимате, объяснил, в чем идея скульптуры, и ее одобрили. На тот момент не было ни оплат от акимата, ни договоренностей. Мы приходили туда в марте, а деньги получили только в мае. Там уже был выделен определенный бюджет на весенне-летнее оформление города. Он никак не зависел от нас. Так получилось, что наши идеи понравились.
- Вы заплатили Ринслеру большой гонорар?
- Относительно других стран небольшой.
- Сумму не озвучите?
- Он просил этого не делать. У нас с ним коммерческий договор. Основные средства ушли на производство белки. Это трудоемкая работа, в которой было задействовано большое количество людей. Алекс делал ее вместе со своим коллегой целый месяц. Все это время они жили в Алматы.
- Вы, как агентство, заработаете на проекте “Алматы - теплый город”?
- Нет, нам хватит денег только на то, чтобы выдать людям зарплату. Я и мой партнер остались в минусе.
- Как вы считаете, 78 миллионов на эти арт-объекты - это немного?
- Нет. Допустим, Казарян и Ербосын МЕЛЬДИБЕКОВ - художники международного уровня, работы которых стоят недешево. Но и они тоже получили небольшой гонорар, им хотелось сделать классные вещи для родного города. И еще, говоря о деньгах, нужно учитывать и такой момент. Возьмем, к примеру, уличный кинотеатр. Он вылит из бетона, но так, что там есть и электричество, и экран - это мини-сооружение. Оно же не может стоить один миллион тенге. Наверное, это очевидно.
- Почему у некоторых арт-объектов, о которых мы говорим, такой маленький срок эксплуатации - всего один год?
- Это объекты для весенне-летнего оформления города, то есть они изначально рассчитаны на короткий срок. Если они разрушатся, их демонтируют, а если нет, то никто их не будет убирать. На самом деле там много работ, которые могут простоять и три года, и пять лет. Все они сделаны из качественных материалов. Для них было достаточно сложно определить локации. В акимате сразу сказали, что они должны стоять в золотом квадрате города. А потом целая экспертная комиссия решала, где именно. Нужно было учитывать и проходимость, и доступность, и привязку к месту. Возле каждой работы установим табличку с концепцией - мы не успели сделать это сразу. Думаю, она поможет в восприятии этих арт-объектов.
- Что в итоге будет с белкой?
- Будем решать. По контракту с Ринслером через девять месяцев нужно ее демонтировать. Ведь мы заплатили только за создание самой скульптуры, а не выкупили ее.
- Да? А сколько денег нужно на то, чтобы это сделать?
- Шестьдесят тысяч долларов - столько стоит скульптура. Если белка приживется и будет нужна городу, мы будем искать финансы либо на то, чтобы продолжить с Алексом контракт (возможно, объявлять среди горожан сбор средств на сохранение скульптуры), либо на то, чтобы ее демонтировать, ведь и на это нужны деньги. Она уже становится местом притяжения горожан. За день туда приходят по 300-400 человек. На площади по собственной инициативе выступают музыканты, будут проводиться различные мероприятия - это будет творческое пространство. В выходные там уже прошел фестиваль электронной музыки, который в защиту белки провели алматинские и украинские диджеи для жителей района. Поэтому нужна ли она городу, решат сами алматинцы.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Алматы