1607

Песни, банька, гармонь и чаёк

В Восточном Казахстане близ Риддера в выходные дни прошли два фестиваля: “Убинские распевы” и “Разнотравье”. Зрители окунулись в этно-колоритную атмосферу села, послушали уникальные старинные песни, поучаствовали в народных забавах и мастер-классах, а также узнали секреты сбора трав и чайной церемонии.

"Убинские распевы” в четвертый раз собрали в Поперечке (так по-свойски называют местное старинное село) фольклорные коллективы, мастеров-ремесленников и просто творческих людей. В этот раз эко-этно-фолк-фестиваль сменил место дислокации и переехал на большую поляну перед въездом в село. С одной стороны, стало просторнее и появилось больше площадок, где проходили разные мероприятия, а с другой - спрятаться от солнца было негде. Не хватило навесов и палаток, где можно было присесть, выпить чая и насладиться музыкальной программой.
Еще один момент оставил неприятный осадок - это транспорт. До Поперечного автобус ходит три раза в неделю, поэтому специально для гостей фестиваля были организованы дополнительные три рейса. Только вот попасть в автобус, а потом уехать с фестиваля было делом непростым. К примеру, нам пришлось добираться на попутках. А это, скажу вам, было еще то приключение! Пришлось идти по лесу несколько километров в окружении комаров и мошки. При этом в этих местах нет связи, то есть если с вами что-то случится, вы не сможете обратиться за помощью. Нам повезло, нас подобрал добрый дядечка.
Впрочем, все грустные мысли быстро улетучились, как только мы прибыли на место. Трава под ногами, чистый воздух, журчание реки и веселье, которое лилось через край, закружило нас.
Народ по традиции встречали задорные ведущие Марья ЛИЛИСОН и Виктория ВАРАВИНА в образах деревенских баб Анисьи и Настасьи. На сцене исполняли песни фольклорные коллективы “Любавушка”, “Рябинушка”, “Дударай”, “Поперечье”, “Кержачки”, ансамбль казачьей песни “Станица” и многие другие. Концерт шел несколько часов, причем звучали как старинные песни, так и современные, и даже рок.
- Фестиваль расширяет свои границы, становится интереснее и разнообразнее, - отметил заместитель акима Риддера Данияр ДЮСЕМБАЕВ. - Этот уникальный проект, направленный на сохранение культурного наследия народа, проходит под эгидой программы “Рухани жаңғыру”. С прошлого года он внесен в календарный культурный план города и стал значимым событием для Восточно-Казахстанской области.

Не было отбоя и у палаток ремесленников. По словам организаторов, мастера приехали из Риддера и Усть-Каменогорска, Семея и Алматы, Глубоковского и Зыряновского районов.
Игорь МАРТЫНИН из Усть-Каменогорска занимается плетением из бересты, лозы и шпона 23 года. В ассортименте его работ более двухсот предметов: сухарницы, конфетницы, салфетницы, разнообразные ажурные вазы, кашпо для цветов и плетеные шкатулки.
- Проще сказать, что я не делаю, - говорит мастер. - Секреты этого ремесла обычно передаются по наследству, но я все постигал сам. Все началось с корзинки под цветы, но поскольку опыта не было, то она получилась неказистая. Я посмотрел на нее и решил, что это не мое. Год после этого ничего не делал, а потом в один миг пришло вдохновение, и вот уже более 20 лет не могу остановиться.
Целый день веселье лилось рекой, и каждый нашел здесь себе развлечение по душе.
В отличие от “Убинских распевов” фестиваль “Разнотравье” проходит несколько дней на базе “Березовка”. Проект совсем молодой, организован во второй раз, но уже снискал себе славу среди любителей травяного чая.
В этот раз хозяйка мероприятия Татьяна СМОЛА приготовила насыщенную программу. Все было как в сказке. Гостей сначала искупали в бане, потом накормили, развлекли конкурсами и мастер-классами, а напоследок предложили походить по углям.

Желающих попариться в баньке было немало, поэтому мастеру банных ритуалов Виктории ВАРАВИНОЙ было жарко.
- Баня на Руси - особое место. Там рожали детей, поправляли здоровье, проводили обряды очищения, - поведала нам Виктория. - Строили ее из липы, потому что дерево это считалось священным. Ходили в баню только в четверг, пятницу и субботу, а вот в понедельник категорически запрещалось туда даже заходить. Считалось, что в этот день парятся духи бани Обдериха и Банник, поскольку они были весьма скверными существами и могли запросто напакостить. По этой же причине, перед тем как зайти в баню, просили разрешения у духов и задабривали их.
Проделала этот ритуал Виктория и в бане, в которой нам предстояло париться. Все завороженно наблюдали, как она постукивает по стенам и просит Банника не обижать нас . Еще она принесла квас и полила им стены.
В общем, после ритуала мы смело отправились внутрь баньки. Сначала всех желающих Виктория попарила, потом скалкой раскатала, молоточком по пяточкам постучала, сделала мыльный массаж березовым веником и напоследок обмазала смородиной, чтобы кожа была нежная и бархатная.

Потом мы пили травяной чай и слушали рассказы Татьяны Смолы о лечебных свойствах трав, как их заготавливать да как правильно чай заваривать. На следующий день желающие отправились за иван-чаем, а затем собственноручно провели его ферментацию.
- Нектарный запах и изумительный вкус - так характеризуют хорошо известный всем и любимый многими иван-чай, также называемый кипреем, - просвещает нас Татьяна. - Собирают траву в самом начале периода цветения, тогда иван-чай будет обладать наиболее выраженным ароматом и вкусом.
Процесс ферментации долгий, но результат того стоит. Один из простых способов - это помять листья и набить в банку, закрыть крышкой и поставить на несколько дней на солнце. Как только появится приятный фруктовый запах, можно сушить траву, но только в тени. Открытое солнце плохо влияет на полезные свойства чая.
Пока одни заготавливали чай, другие делали поделки из бересты и крутили птичек-мотанок.
Завершился фестиваль плетением венков, хождением по углям и квестом по поиску папоротника. А ночью все смогли понаблюдать в телескоп за звездами.
И мы там были: хороводы водили, в игры играли, мед ели и чайком запивали.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото Веры ОСТАНКОВОЙ, Восточный Казахстан

Поделиться
Класснуть