Школа вышивания
Картины алматинки Оксаны КИСЛЮК (на снимке) вызывают душевный трепет и искреннее восхищение. С помощью обычной иголки и ниток она создает настоящие шедевры искусства, которые сегодня можно увидеть в галерее “Вернисаж” на выставке “Волшебство нитей”.
“Не может быть, что это крестик!” - именно так реагируют люди на полотна Оксаны. Я тоже не сразу поняла, что “Парусник” знаменитого русского живописца Ивана АЙВАЗОВСКОГО, грациозный снежный барс и другие картины не нарисованы, а именно вышиты.
- В 16 лет я получила травму позвоночника, и мама, чтобы как-то отвлечь меня, показала мне азы вышивания, - рассказывает автор. - У меня даже сохранилась одна из первых работ - “Замок на воде”. Правда, серьезно я занялась вышивкой в 2011 году. С тех пор хобби стало моей работой.
Сегодня в коллекции мастерицы несколько десятков как миниатюрных произведений, так и внушительных по своему размеру полотен. Ее работы есть в частных коллекциях в Москве, Италии, ЮАР, Португалии, Германии...
- Мне нравится экспериментировать с цветовой гаммой, с техникой, - говорит Оксана. - К примеру, на создание картины “Барс” ушло почти полгода. Три месяца я изучала окраску животного: ходила в зоопарк, смотрела картинки в Интернете. Потом два месяца вышивала. Мне нравится создавать миниатюрные работы. Например, у меня есть картина размером 5,5 х 6 сантиметров. За такую любовь к минимализму коллеги по цеху даже называют меня мазохисткой, - смеется Оксана. - Но когда держишь такую вещь в руках и слышишь восхищенные отзывы, то понимаешь, что все старания были не напрасны. Знаете, не каждая картина будет смотреться в вышивке большого размера.
В коллекции вышивальщицы есть работы, созданные по авторским схемам, что среди мастеров считается высшим пилотажем. Кроме того, она вышивает и православные иконы.
- Люблю творить не по шаблону, - признается Оксана. - Все началось с портрета родителей в честь их золотой свадьбы. Потом был заказ на портрет Владимира ВЫСОЦКОГО. На самом деле вышивка - это ремесло. В последнее время это слово уничижают. Хотя изначально были целые улицы ремесленников, и попасть работать на такую улицу считалось за честь.
Согласно народным поверьям вышивание - это не просто кропотливая работа, а сакральный процесс. В традиционной народной культуре орнаментальные композиции выполнялись с целью создания оберега - магического средства оградить владельца от болезней, бед и прочих напастей.
- В процессе я узнала много интересных поверий, - продолжает мастерица. - К примеру, вышитая мельница исполняет желание, одинокое дерево приводит к успеху, корабль, плывущий от двери, - к финансовому успеху, пара волков или лебедей - к семейному счастью. Для тех, кто хочет выйти замуж, нужно иметь вышивку пиона. Когда мечта о замужестве сбылась, вышивку нужно убрать.
- У людей искусства время от времени бывают творческие кризисы. А бывают ли творческие “запои”?
- Случается и такое. Бывает, садишься за работу и понимаешь, что хочется сделать еще и это, и то, и еще что-нибудь. Энергия накрывает, и в итоге ты настолько уходишь в процесс, что забываешь об общении, о друзьях, о каких-то делах.
- А бывает, что работа не идет?
- Одна работа у меня вот уже два года лежит в ящике. Душа не лежит. Бывает, творишь, творишь, а потом бац - и распускаешь: не понравился оттенок или еще что-то. Жалко, конечно, но что делать - для меня красота и качество работы важнее. Или просто нет творческого запала...
- Каждый может освоить это искусство?
- Просто вышивать может любой, а вот достичь высот мастерства дано не всем. Кроме усидчивости и терпения, в этом деле нужно еще обладать математическим складом ума.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото Веры ОСТАНКОВОЙ, Алматы