3251

Пройдёмте в тронный зал...

Резиденция Абылай хана с величественным памятником правителя на коне широкой панорамой открывается над подгорной частью Петропавловска. Музейный комплекс включен в республиканскую карту сакральных мест.

Третий хан Среднего жуза, 19-й казахский хан Абылай (1711-1781) - весьма значимая фигура в казахской истории. Он знаменит своей мудрой политикой “между львом и драконом”, то есть Россией и Китаем.
Будучи султаном, Абылай одним из первых добровольно присоединился к Российской империи и вместе с ханом Абылмамбетом склонил к сближению с Россией более 40 султанов и старшин Среднего жуза. Именно при поддержке и по инициативе Абылая возле Петропавловской крепости была организована крупнейшая в Сибири ярмарка, которая помогла наладить торговые отношения между российскими купцами и казахами. По сути, это стало началом развития города Петропавловска. А из крепости святого Петра, построенной в 1752 году на высоком берегу реки Ишим как военное укрепление Пресногорьковской линии, так и не произвели ни одного выстрела.
Однако именно после строительства крепости, когда нужно было налаживать политические отношения, возникла необходимость в строительстве специальной резиденции хана для решения возникающих вопросов.
В архивных материалах упоминается, что “по просьбе его, Абылая, для пребывания его построен прямо у крепости святого Петра, вверх по реке Ишим, в 1765 году деревянный дом”.

В предписании от 21 марта 1762 года канцлер М. И. Воронцов направил сибирскому и оренбургскому губернаторам указ “О заведении для Средней киргиз-кайсацкой орды Аблая Салтана и некоторых старшин, чтобы их привязать здешней стороны держаться, приобучить спокойному житью (оседанию), построении им в дальности от здешних границ домов”. Строительство предполагалось начать на берегу реки Ишим.
В 1765 году были построены дом для Абылай хана, канцелярия, баня и помещение для гостей. Рядом же планировалось строительство домов для его близких соратников: батыров Кульсары и Кулеке. Об этом говорится в донесении генерал-поручика И. Шпрингера в Коллегию иностранных дел о постройке дома для киргиз-кайсацкого владельца Абылая. Местные жители из поколения в поколение передавали информацию о существовании построек для хана и всегда при этом указывали место расположения бывшей ставки хана Абылая на одном из возвышений у Петропавловской крепости. Точных координат расположения дома не было. Выдвигалось несколько версий. Доподлинно известно, что находился он в двух-трех километрах от крепости, на горе. Во второй половине XIX века эта территория стала частью Петропавловска. Однако во время пожаров, которые были нередки в городе, все четыре деревянных строения резиденции хана сгорели дотла. На этом месте в 1829 году построено уже каменное здание военного лазарета. Это одно из первых зданий верхнего форштадта Петропавловска. Ему уже около двух веков.
Здесь-то современники и постарались реконструировать все строения резиденции. Но прежде была проведена кропотливая работа: в центральных архивах Алматы, Москвы, Санкт-Петербурга и Омска ученые исследовали документы о жизни и деятельности Абылай хана. В рамках выполнения государственной программы “Культурное наследие” был разработан проект по воссозданию и реставрации резиденции Абылай хана, и за счет средств республиканского бюджета были проведены масштабные ремонтно-восстановительные работы. В итоге десять лет назад Северо-Казахстанская область получила уникальный музей нового типа, не имеющий аналогов в стране. Объект считается памятником архитектуры республиканского значения.
Помимо основного корпуса в музейный комплекс входят здание ханской канцелярии, гостевой дом и баня. В экспозиции музея, размещенной в четырех залах, раскрываются биография, характер и заслуги Абылай хана.
Первый зал посвящен детству и юношеским годам будущего правителя, настоящее имя которого Абылмансур. Он происходит из знатного рода казахских ханов Дешт-и-Кыпчака Джучи, старшего сына Чингисхана. Надо отметить, что становление личности хана проходило в один из самых сложных и переломных периодов в истории, когда Казахское ханство распалось на три жуза и особую опасность представляла соседняя Джунгария. Не случайно в экспозиции представлено оружие и снаряжение XVIII века.
Во втором зале можно ознакомиться с ханскими покоями, которые состоят из двух комнат. Здесь представлена реконструированная по историческим документам опочивальня хана в традиционном казахском стиле.
Третий зал - тронный. Именно этот зал музея является популярным местом посетителей. Здесь гостей встречает фигура Абылай хана. В его руках скипетр - символ власти, а на безымянном пальце правой руки - кольцо с его именем. В экспозиции представлены мужская и женская ханская одежда, оружие, предметы быта.
В четвертом зале собраны материалы, показывающие Абылай хана как великого государственного деятеля и талантливого полководца. Внешняя политика Абылай хана характеризовалась гибкостью и компромиссами с такими государствами, как  Россия и Китай. Абылай хан не отказывался от признания российского протектората, но не допускал и усиления влияния обеих держав в своих отношениях. Благодаря деятельности этого великого человека казахский народ сумел сохранить национальное самосознание, обычаи, историю и культуру. Вся деятельность великого Абылая в конечном итоге привела к созданию независимого Казахстана.
Кстати, чтобы подробно ознакомиться с экспонатами музея, необязательно ходить с экскурсоводом, можно сделать это самостоятельно с помощью смартфона. В индивидуальном осмотре посетителям помогают размещенные на экспонатах QR-коды, которые можно считать видеокамерой с помощью мобильного приложения.
Несмотря на то что музейный комплекс воссоздает жизнь казахского хана и его народа несколько веков назад, большинство экспонатов здесь современные. Уникальными являются единицы - старинные сундуки, седло XIX века, Коран в кожаном переплете, которому более двух веков. Эту семейную реликвию в подарок музею передал мулла одной из городских мечетей. По словам специалистов, данная книга была выпущена как раз в годы правления Абылай хана. Священное издание на арабском языке хранили дети и внуки двух братьев-священнослужителей. В книге нашли не только пометки на полях, но и закладки, из которых следует, что ее возили в Санкт-Петербург в 1900 году. Кто и зачем - пока остается загадкой.
Сакральное место пользуется популярностью не только у гостей города, туристов и любителей истории. На фотосессии к резиденции Абылая традиционно приезжают молодожены. Иногда здесь проводят и выездные регистрации брака в русском и казахском стиле. При этом соблюдаются все обряды, которые проводили наши предки во время бракосочетания.
В этом году возле дома Абылая с размахом праздновали Наурыз: жарили баурсаки, ставили самовар, пели, танцевали, играли в народные игры и знакомили горожан с национальными традициями и обрядами. Празднование стало стартом череды мероприятий, приуроченных к десятилетию музейного комплекса.

Екатерина НАЗАРЕНКО, фото автора, Петропавловск

Поделиться
Класснуть