А ну-ка покажи свой чемоданчик!
В поселке Каракемер Енбекшиказахского района Алматинской области прошел совместный тренинг американских и отечественных кинологов по новым методикам обнаружения наркотических средств.
Тренинг длился четыре недели. Специалисты из США рассказали и показали, как работать с собакой в лютый мороз и жару. После курса обучения гвардейцы сдали экзамены и показали на практике, чему научились.
- Совместные учения с кинологами Америки прошли впервые, - рассказывает начальник кинологической службы Национальной гвардии РК майор Борис ЦЫГАНОВ. - Для бойцов это неоценимый опыт. В нашем собачьем спецназе есть розыскные, патрульно-розыскные, караульные, поисково-спасательные, минно-розыскные. Только за прошлый год четвероногими нюхачами обнаружено порядка 103 килограммов наркотических средств, таких как марихуана, героин и гашиш.
Мы попали на одно из занятий участников тренинга. Кинологи вместе со своими собаками продемонстрировали быстроту в задержании злоумышленника, острый нюх в поиске наркотика, а также элементы дрессировки.
Характеры у четвероногих такие же, как и у людей: сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики. Именно по темпераменту собаки ей подбирают направление, в котором она будет работать. К примеру, для поиска наркотиков больше подходят холерики, для взрывчатых веществ - флегматики, на таможне, границе - сангвиники. Для розыска, напротив, используются более агрессивные собаки. Преследуя злоумышленника на открытом пространстве, собака должна уметь постоять за своего напарника.
Пес Рекс продемонстрировал нам это на деле. Машина подъехала к контрольному пункту, водитель вышел из нее. Неожиданно пассажир, находящийся на заднем сиденье, открыл огонь, а затем бросился бежать. Мгновение - и Рекс настигает беглеца и мертвой хваткой вцепляется ему в руку. Затем в сопровождении кинолога конвоирует его.
- Рекс достаточно агрессивный, но мы с ним отлично ладим, - рассказывает ефрейтор Санат СУЛЕЙМЕНОВ. - Ему почти пять лет. В 2013 году возле села Тарангул Северо-Казахстанской области в ходе оперативно-профилактических мероприятий с полицией он обнаружил 20 граммов героина.
В отличие от Рекса русский спаниель Мурка очень добродушный и веселый.
- Мы с Муркой в паре работаем уже шесть лет, - рассказывает сержант Даурен САДВАКАСОВ из Шымкента. - На этом тренинге мы много узнали нового.
- Почему пса зовут Мурка? - интересуюсь я.
- Он добрый и порой ластится, как кошка. Вот и прозвали Муркой. Но в работе он зверь. Дважды на республиканских соревнованиях по поиску наркотиков занимал первое место.
- Ищи! - дает команду Даурен.
Мурка начинает обнюхивать стоящие чемоданы. У одного из них останавливается, пытаясь залезть внутрь.
- Молодец, давай поиграем! - обращается Даурен к собаке, отвлекая от обнаруженного объекта, а нам поясняет: - Это был пакетик с героином, и Мурка прекрасно справился.
По словам кинологов, наркоперевозчики на какие только ухищрения не идут, чтобы сбить собаку со следа: прячут наркотики в контейнерах с луком, в бензобаке.
- Сегодня проблема наркобизнеса - это проблема всего мира, - говорит инструктор Брюс ГУДАЙЛ. - Именно поэтому такие тренинги необходимы, чтобы повышать уровень мастерства кинологов. В этот раз мы отрабатывали учения с имитаторами наркотических средств, такими как кокаин, метамфетамин, экстази, героин и марихуана.
- Для службы в армии есть предпочтения к той или иной породе?
- Все зависит от направления, в котором она будет работать. К примеру, на вокзалах, в аэропортах больше подходят маленькие породы, такие как русский спаниель. На границе - немецкая овчарка, на таможне - лабрадоры. Сейчас все больше на любых позициях применяют бельгийскую овчарку малинуа. Это удивительная порода, в которой сочетаются все лучшие качества для службы.
- Погодные условия влияют на работу четвероногих нюхачей?
- Да. При большой влажности собаке проще работать, потому что запах хорошо распространяется. А вот в жаркую погоду, наоборот, запах улетучивается.
Следующий тренинг пройдет по поиску денежных купюр. Хоть и говорят, что деньги не пахнут, это не так. И собаки это знают!
Надежда ПЛЯСКИНА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы