“Оңай!”: кто сказал,что будет легко?
На вопросы наших читателей об электронном билетировании в общественном транспорте южной столицы ответил председатель правления ТОО “Транспортный холдинг Алматы” Рифат АБДУРАМАНОВ (на снимке).
Bekzhan Ahmetov, вопросы заданы на сайте газеты:
Проясните ситуацию с проездными билетами. Одни говорят, что их вернут, другие - нет. Можете ли вы выпускать их на короткие сроки: три, пять, десять дней?
- Проездные билеты точно вернутся. Уже есть примерная модель того, какими они станут. Скорее всего, они будут не бумажными, а пластиковыми, как и электронные билеты, и также будут делиться на льготные (для пенсионеров, школьников и студентов) и общие. Пока я не могу назвать ни их стоимость, ни конкретную дату внедрения, но в будущем году они, скорее всего, появятся. В том числе мы рассматриваем и возможность создания проездных не на месяц, а на более короткие сроки, о которых вы говорите. Их смогут использовать те, кто ездит в общественном транспорте от случая к случаю.
Куда можно звонить при нарушениях правил перевозки пассажиров?
- В наш call-центр, в котором работают 15 операторов, по телефону в Алматы 397-01-91. Мы считаем, что благодаря и звонкам граждан, и установке контролирующей системы “Помощник водителя” можно будет решить многие проблемы. Например, сейчас мы планируем сделать разрывные графики. Ни для кого не секрет, что утренний час пик, когда люди массово едут на работу, более насыщен, чем вечерний. Теперь мы будем выпускать максимальное количество автобусов утром, они, условно говоря, будут работать до 11.00, а потом частично возвращаться в парк. Это разгрузит транспорт.
Талап УМИРЖАНОВ, вопрос пришел на электронную почту:
Как в часы пик, когда автобусы забиты, отмечаться карточкой “Оңай!”? Ведь можно передать ее с балансом 6000 тенге с просьбой оплатить проезд, а обратно получить пустую карточку. Или ее попросту могут поменять.
- Судя по всему, вы в транспорте не ездите, потому что те, кто им пользуется, знают: наши терминалы находятся возле каждой двери в автобусе и троллейбусе. Мимо них не проскочишь. Мы подсчитали: для того чтобы провести оплату, нужно 0,7 секунды. Это очень быстро. Раньше терминал автоматически показывал баланс на карте, но потом по просьбам граждан мы это убрали. Люди боялись, что какой-нибудь злоумышленник увидит количество денег на счету, и мы сделали все немного по-другому. Теперь, чтобы проверить баланс, нужно нажать на аппарате кнопку “Состояние карты”, и на экране появится соответствующая информация.
Почему при пересадке из одного автобуса в другой не действует уже проведенная оплата? Предлагаю сделать транзакцию действительной в течение 90 минут.
- Та система, при которой оплата действует в течение какого-то времени, называется “Сквозной тариф”. Мы над этим работаем. Правда, прежде чем определять какой-то конкретный временной промежуток, нужно понять, сколько времени пассажир тратит на передвижение по городу из одной точки в другую. Что толку делать его, допустим, в 45 минут, если при наших пробках ты за это время все равно до нужного места не доберешься. “Сквозной тариф” появится, но в следующем году, когда у нас будут те цифры, о которых я говорил.
Светлана СЕРГЕЕВА:
Что делать, если водитель, доезжая до какой-то остановки, вдруг просит пассажиров перейти в другой автобус того же маршрута? Происходит это не потому, что ломается машина, об этом, насколько я понимаю, договариваются сами водители. Такое часто происходит на 63-м маршруте, которым я пользуюсь. Платить снова?
- Здесь есть два варианта: либо водители делают это неправомерно, либо таков маршрут. В техрегламенте, который мы сейчас дорабатываем и будем подписывать с перевозчиками, будет такой пункт. Если условно терминал регистрации поездки сломался, а пассажиры в салоне есть, водитель обязан дождаться автобуса того же маршрута, пересадить в него людей, зарегистрировать их поездку своей картой - она есть у каждого из них - и уехать в парк на ремонт. Что касается 63-го маршрута, я возьму на контроль этот вопрос и обязательно разберусь.
Ирина ДИК:
Мой брат - инвалид II группы, практически каждый день он ездит на автобусе в реабилитационный центр. При этом у него нет никаких льгот. Можно ли решить вопрос, чтобы и инвалидам выдавали такие же, как и пенсионерам, льготные карты? Пособие у брата всего 25 тысяч тенге, а пенсионер в среднем получает 35-40 тысяч.
- У нас практически полгорода льготники. На изготовление социальных транспортных карт поступило в общей сложности 597 165 заявок. Что же касается дополнительных льгот, то этот вопрос решаем не мы, а городской маслихат. Но тем не менее можем помочь и мы. Вот на прошлой неделе я посетил Казахское общество слепых. Так получилось, что решением маслихата таких людей исключили из списка льготников, хотя они ранее ездили бесплатно. Я предложил, чтобы они снова получили такую возможность, обратился к перевозчикам, объяснил ситуацию - и те согласились. Теперь соответствующее решение должен принять маслихат. Для незрячих мы даже изготовили специальные транспортные карты со шрифтом Брайля.
Но ведь точно так же вы можете замолвить слово и за инвалидов!
- Незрячие к нам обратились - мы помогли. Если попросят другие инвалиды - постараемся решить и их проблему.
Вероника:
Мой сын учится в лингвистическом колледже в Алматы. Все его попытки получить карточку не увенчались успехом. В учебной части говорят, что их нет. Как нам быть?
- Я отмечу себе это учебное заведение и разберусь, в чем загвоздка. Мы передали всем колледжам и школам программы, позволяющие принимать заявки. Вдобавок хочу сказать, что после 1 декабря мы будем по-прежнему бесплатно выдавать карты не только пенсионерам, как сообщалось ранее, но и школьникам и студентам.
Айман ИДРИСОВА:
Как пожилые люди будут пополнять электронные карточки? Мне 63 года, и то для меня это непосильная задача. А что говорить о тех, кто еще старше. Вы об этом подумали?
- В органах соцзащиты есть наши сотрудники, которые помогают пополнить карты. Я лично был в одном из таких отделений и помогал старикам закидывать деньги на карту через терминал. Оказалось, что большинство из них знают, как ими пользоваться, потому что оплачивают с их помощью коммунальные услуги. Так что это не такая большая проблема, как кажется. Уже есть порядка 15 способов пополнения электронной карты. С 11 января будут работать 200 мобильных операторов пополнения, люди с бейджами “Оњай!” будут стоять на основных остановках и закидывать средства на баланс. Поэтому, надеюсь, это не станет проблемой.
Сообщу также, что в первом квартале 2016 года появятся аппараты-автоматы “Оњай!”, которые будут выдавать карты, принимать их и возвращать залоговую стоимость - 320 тенге и остаток на балансе.
“Моя мечта”, вопросы заданы на сайте газеты:
Насколько известно, холдинг будет получать около 10 процентов выручки автопарков за свои аппараты и еще примерно столько же - за диспетчеризацию. Сколько денег было вложено в эту систему и сколько на этом будет зарабатывать ваше ТОО?
- Подчеркиваю: электронное билетирование внедряется на деньги инвесторов, государство на него ничего не тратит. Мы уже вложили в этот проект около трех миллиардов тенге, создали 638 новых рабочих мест - по нынешним временам это очень хорошие показатели. Задача нашего холдинга не просто внедрить электронное билетирование, а в первую очередь реформировать транспортную отрасль, поэтому инвестиций будет еще много.
Что же касается цифр, которые вы приводите, то они ошибочны. От каждой транзакции в холдинг будет поступать в общей сложности 10 процентов. Но большая часть этих денег будет тратиться на текущие нужды: оплата комиссии по пополнению карты (ведь люди, пользуясь терминалами, ее не платят), содержание контрольно-ревизионной службы (сейчас в ней работают 510 человек), техническое сопровождение и т. д. Акционерам холдинга от этого пирога останется только один процент. По первоначальным расчетам, срок окупаемости проекта составлял семь лет, после девальвации тенге он перевалил за десять.
Так что электронное билетирование - это не бизнес. Мои старшие партнеры - достаточно успешные бизнесмены. И когда нас приглашали в этот проект, учитывали наш опыт. Наша деятельность - в какой-то степени помощь Алматы, возврат за те возможности, которые мы получили ранее. А что касается прибыли, то до нее нам еще далеко, ее ждать и ждать. Да и она в данном случае не самое главное.
Сколько раз в неделю вы пользуетесь общественным транспортом? Куда и на каких маршрутах передвигаетесь?
- Я пользуюсь 38-м и 63-м автобусными маршрутами. На работу езжу преимущественно по проспекту Аль-Фараби. Стараюсь делать это каждый день, чтобы держать руку на пульсе. К тому же мы проводим негласные инспекции: разбиваемся на группы и садимся в автобусы и троллейбусы. Наверное, сейчас я один из немногих людей в Алматы, кто знает все, что происходит в общественном транспорте, ведь ко мне ежедневно стекается вся информация по его работе. Хотя, конечно, у меня есть служебный автомобиль.
Как вы следите за работой своих контролеров? Если они поймали “зайца”, то могут вызвать полицию, а могут ведь этого и не делать. Официальный штраф - около 4000 тенге, а можно предложить им 1000 и ехать спокойно.
- Я не могу утверждать, что такие случаи исключены. Но чтобы они были единичными, мы предпринимаем определенные меры. У каждого контролера есть терминал проверки оплаты. Он заходит в салон автобуса или троллейбуса, подносит свою карту к головному терминалу, который находится рядом с водителем, и регистрирует себя в этом транспортном средстве. Мы видим это в режиме online. После этого специалист проверяет пассажиров, каждого из которых мы тоже видим в режиме реального времени. Мы знаем, сколько человек проверил кондуктор, сколько среди них было законопослушных граждан, а сколько “зайцев”. Вечером по каждому безбилетнику контролер дает отчет. Плюс к этому у каждой бригады контролера есть старший, за ними следит начальник смены. К тому же мы усиливаем службу внутренней безопасности: в транспорте будут ездить люди в гражданской одежде и следить за качеством работы контролеров.
Правда, из-за того, что мы очень быстрыми темпами набираем контролеров, их уровень порой оставляет желать лучшего. Но мы предпринимаем меры и к тому, чтобы повысить их культуру. Если вы столкнулись с грубостью с их стороны - обращайтесь в call-центр.
Болатбек СЕРИК:
Когда картой “Оңай!” можно будет воспользоваться в метро? Продолжит ли свое действие многоразовая карточка оплаты метрополитена, которой люди пользуются сейчас?
- Карта “Оњай!” уже несколько дней действует в метро. Сложность была в том, что в подземке было всего два тарифа: взрослый и детский - льготных там не было. Но мы решили этот вопрос. Возле одного из турникетов установлены такие же, как в автобусах и троллейбусах, терминалы. Любой может приложить карту и пройти. При этом до 1 апреля следующего года в метро останутся и прежние способы оплаты - при помощи жетонов и пластиковых карт метрополитена, о которых вы спрашиваете. Потом будут действительны только “Оњай!”.
Бауыржын:
У карты “Онай!” есть срок действия?
- Его нет. Хочу пояснить. При проверке баланса карты на экране терминала появляется информация о сроке ее действия, но он условный. Электронным билетом можно пользоваться до тех пор, пока он не сломается, что маловероятно. Но каждый год школы, вузы и органы соцзащиты должны будут подтверждать нам информацию по льготникам. Самим людям ничего делать не придется.
Вера ИЛЬИНСКАЯ:
Недавно ехала в автобусе и слышала, как кондуктор говорил, что терминалы будут работать только до марта-апреля. Мол, акимат отмоет деньги, и после этого программа благополучно заглохнет. Что-то подобное мы уже проходили с валидаторами. Что скажете?
- Вы меня насмешили! Как я уже говорил, все средства частные. Ни о каком отмывании денег не может быть и речи, мы не собираемся воровать у самих себя. Надо признать: система заработала, точка невозврата пройдена, на руках уже около 350 тысяч транспортных карт, к концу года эта цифра увеличится примерно в два раза. Транзакции идут, и люди должны к этому привыкнуть. Система показала свою жизнеспособность.
На “прямой линии” дежурила Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Кстати
ТОО “Транспортный холдинг Алматы”, финансовые структуры и участники малого бизнеса расширили возможности пополнения денежными средствами карт электронного билетирования в городском общественном транспорте.
Согласно информации транспортного холдинга, карты “Оњай!” можно пополнять через интернет-порталы коммерческих банков (Казком, Kaspi Bank, банк ЦентрКредит, банк “Астана”, Capital Bank Kazakhstan, Delta Bank, Bank RBK), электронную систему платежей e-kzt.kz, а также посредством терминалов “Касса-24”, которые оказывают такую услугу наряду с QIWI.
По сообщению Tengrinews