3177

Страховка без гарантий

Почему страховой полис гражданско-правовой ответственности (ГПО) водителя не на 100 процентов защищает стороны в случае серьезного ДТП? Правда ли, что официальные автодилеры в разы завышают стоимость своих сервисных услуг, несмотря на нормативы заводов-изготовителей? На эти и другие вопросы на “прямой линии” с читателями отвечает страховой омбудсмен Казахстана Виталий ВЕРЕВКИН (на снимке).

Ермат АЙКУМБАЕВ, Карагандинская область:
У многих водителей, страху­ющих свою ГПО, возникают проблемы. Например, купил я машину в Астане и на транзитных номерах перегонял в Караганду. Пришлось купить за 1000 тенге полис в ЦОНе Астаны, хотя его стоимость всего 125 тенге, но никто из стоящих возле ЦОНа страховых агентов за такие деньги с вами и разговаривать не будет. А дорожная полиция в первую очередь у водителей авто с транзитными номерами просит страховку, зная, что с документами-то все, скорее всего, в норме, а полис ГПО просто забывают приобрести. Это справедливо?
- Закон обязывает водителя страховать свою гражданско-правовую ответственность вне зависимости от госномера авто. Поэтому аргумент “забыл” в данном случае вовсе не аргумент, а беспечность водителя. Полис на авто с транзитными номерами офо­рм­ляется на тех же условиях, что и обычный полис ГПО, просто можно оформить его на небольшой срок либо после регистрации машины переоформить. Никаких сложностей не вижу.

Айгуль ТЫНЫСБЕКОВА, Алматы:
В последнее время в Казахстане стало модно страховать жилье от беспечности соседей - потоп, пожар и прочее. Но не всегда в каких-то ЧП виноваты соседи. Например, затопили, потому что крыша протекла. Или погорели, потому что проводка в подъезде замкнула. Могут ли в таких случаях возникнуть проблемы с выплатой страховки? Что порекомендуете тем, кто хочет застраховать свою недвижимость?
- Вообще нужно четко понимать, от чего вы хотите застраховать свое имущество. Беспечность соседей - это продукт страхования по какому-то укороченному списку, ведь не факт, что это произойдет. Если же заключать договор о том, чтобы имущество страховалось и от воздействия техногенных и природных факторов, а не только соседей, тогда и подобных вопросов возникать не будет. Это как выбор автомобиля с определенными опциями, где может быть полная комплектация со всеми опциями, а может быть частичная. Застраховать сегодня в стране можно имущество от его повреждения или уничтожения вследствие природных или техногенных явлений, а также от действий третьих лиц. Но всегда внимательно читайте договор, от чего конкретно застраховано ваше имущество. К примеру, в моей практике были случаи, когда произошел пожар в застрахованном доме. В данном случае сам факт пожара, судя по договору, уже являлся страховым случаем, а страховая компания тем не менее требовала от пострадавших представить заключение органов следствия и дознания об установлении виновного в пожаре лица. Это требование было явно лишним. Поэтому страхователь должен быть внимателен и хорошо знать свои права.

Вопрос редакции газеты “Время”:
Что делать, если у виновника ДТП нет страхового полиса?
- Значит, требования о возмещении ущерба предъявляются напрямую виновнику ДТП. В общих чертах механизм взыскания материального вреда таков: на место ДТП вызывается дорожная полиция, оформляются документы о происшествии и передаются в суд, где определяется виновная сторона. Далее с постановлением адмсуда пострадавшая сторона обращается в любую оценочную компанию. Важно помнить: на оценку обязательно нужно пригласить виновника. А если он не явился, в документах оценщик должен указать дату, время и место проведения оценки имущества, куда приглашался причинитель вреда. Если виновник согласен с оценкой и выплатил сумму ущерба добровольно, пострадавшей стороне крупно повезло. Если нет, то далее со всеми документами нужно обращаться в гражданский суд по месту жительства виновника ДТП, даже если он живет в другом городе. Затем на основании решения суда по исполнительному листу суд­исполнители начинают процесс взыскания ущерба. Это, конечно, процесс крайне сложный и может затянуться на годы, особенно если у виновника нет имущества. Но других вариантов нет.

Читатель, Алматы:
В этом году пришлось поменять три раза машины и все три раза заново переписывать страховые полисы. Почему нельзя застраховаться один раз и ездить весь застрахованный срок на разных машинах, тем более в полисе вписывается ФИО? Все машины всегда оформлены на мое имя. В страховой компании, куда я обратился для переоформления полиса, теперь мне говорят, что нужно внести определенную сумму, чтобы продлить полис до года. А я не хочу продлевать с ними взаимоотношения, не нравится мне работа компании. Где же пресловутая свобода выбора?
- На самом деле я согласен с вами, выписывать полис на конкретного человека по его водительскому удостоверению было бы гораздо удобнее. Проблема действительно есть, но как в таких случаях отвечают юристы: Dura lex, sed lex - закон суров, но это закон. Форма страхового полиса, который требует идентификации транспортного средства, утверждена правлением Нацбанка. Мы постоянно со страховым сообществом и Нацбанком этот вопрос обсуждаем, но пока к единому мнению не пришли. Что касается обязательного продления договора о страховании ГПО при смене машины, то опять же это не прихоть страховщиков, а требование Гражданского кодекса, по которому в случае прекращения срока действия полиса новый выписывается сроком на один календарный год. Прекратить взаимоотношения со страховой компанией проще простого: расторгните с ней договор, заберите деньги за оставшийся срок и обратитесь в другую компанию.

Марина АРСЕНЬЕВА, Алматы:
Сейчас активно обсуждается вопрос страхования гражданско-правовой ответственности врачей. Станут ли они от этого лучше лечить?
- Пока в Казахстане нет четкой модели страхования гражданско-правовой ответственности врачей, говорить об улучшении ситуации очень сложно. Водители страхуют свою ответственность, но ДТП на дорогах Казахстана меньше от этого, увы, не стало. Будет ли пациент защищен от врачебных ошибок? Нет, не будет. Но будет защищен его кошелек от устранения последствий врачебных ошибок, если, конечно, будет что устранять. В данном случае все вопросы нужно адресовать не страховому сектору, а непосредственно системе здравоохранения и конкретно взятому врачу.

Ангелина, Алматы:
Как урегулировать и куда обращаться, если вследствие ДТП поврежден автомобиль, находящийся на гарантии автосалона, а страховка не покрывает всю сумму ущерба и виновник ДТП отказывается выплачивать разницу?
- Ситуация здесь очень интересная. Почему-то та сумма, которую требует человек и которую ему насчитали в автосалоне, априори считается правильной, хотя на самом деле я не видел ни одного официального счета автодилеров, который был бы не завышен. Оспорить его - это гражданско-правовые отношения заказчика и исполнителя. Если вам выставлен счет, который, по вашему мнению, не соответствует действительности, то это обман потребителя, ведь никто не обязан переплачивать за услугу, имеющую определенный, четко установленный тариф или цену. У каждого завода-производителя есть свои нормативы по нормо-времени на определенные ремонтные операции. Например, покраска капота - столько-то часов и столько-то материала, замена дверей - столько-то. Исходя из этих нормативов и складывается норма времени, за которое вам должны автомобиль отремонтировать. На каждой станции техобслуживания есть стоимость часа работы, она везде разная, но ее можно уточнить, это не секретная информация. Когда мне однажды принесли заключение одного дилера, где написано, что на покраску капота известной премиальной марки автомобиля требуется 12 часов, а каждый час стоит 5,5 тысячи тенге, то есть вся услуга - 66 тысяч тенге, я поднял нормативы завода-изготовителя и увидел откровенный обман. Покраска капота на самом-то деле занимала не 12, а 2,3 часа, то есть должна была обойтись клиенту в 12 тысяч тенге. Чувствуете разницу?
То есть все решается путем переговоров, а если они не увенчались успехом, то в гражданском суде. Никто не обязан платить за цены, взятые с потолка. И, кстати, ни один дилер еще добровольно мне не показал официальные нормативы. Догадываюсь почему.

Кайрат САБИРОВ, Талдыкорган:
Страхование ГПО водителя покрывает ущерб на ограниченную сумму - 600 МРП. А если вследствие ДТП пострадали или погибли люди, а автомобиль уничтожен полностью, тогда кто будет платить?    
- Сумму ущерба, нанесенного сверх той, что покрывается полисом страхования ГПО, возмещает виновник ДТП лично. Предварительно, конечно, оценивается стоимость уничтоженного автомобиля на момент ДТП, из нее высчитываются средства, которые могут быть получены после реализации оставшихся годными деталей. Остальное обязан возместить виновник ДТП. Запомните, никакой страховой полис обязательного страхования ГПО водителя не защищает его на 100 процентов от компенсации из своего кармана при наступлении крупного страхового случая. Ко мне обращалась женщина, которая в ДТП потеряла мужа, кормильца двух малолетних детей, причем доход покойного при жизни составлял порядка 10 тысяч долларов. Судьба виновника в том ДТП предопределена - всю жизнь работать на погашение ущерба той семье, поскольку он обязан будет содержать до совершеннолетия детей погибшего и вряд ли будет в состоянии ежемесячно платить 10 тысяч долларов.

На “прямой линии” дежурила Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Алматы

Со своими вопросами вы можете обращаться в офис страхового омбудсмена в Алматы по телефону 8 (727) 382-41-74.

Поделиться
Класснуть