5620

Если столько “нет”, то почему “да”?

Со следующего года общедомовые приборы учета тепла должны безвозмездно перейти в собственность коммунальных предприятий. Только вряд ли кому-то от этого станет теплее

Если столько “нет”, то почему “да”?

Взять да поделить!

В июле был принят закон “О тепло­энергетике”. Возмущение общественности вызвали два пункта статьи 39. В пункте 9 написано: “В централизованных системах теплоснабжения приоб­ретение, установка, поверка и текущая эксплуатация общедомовых приборов коммерческого учета для многоквартирных жилых домов, ранее введенных в эксплуатацию, производятся теплотранспортирующим субъектом. Затраты на приобретение, установку, поверку и текущую эксплуатацию общедомовых приборов коммерческого учета в последующем включаются в тариф на услугу по передаче и распределению тепловой энергии”.

А в пункте 10 прямым текстом про принудительный отъем чужой собственности говорится: “После ввода в эксплуатацию общедомового прибора коммерческого учета многоквартирного жилого дома теплотранспортирующий субъект на безвозмездной основе принимает его на свой баланс”.

Оба этих пункта вступают в действие 1 июля 2025 года.

По этому поводу несогласные казахстанцы уже собирают подписи под петицией на сайте e-petition.kz. В ней говорится, что потребителей лишают права выбора обслуживающего персонала приборов, навязав увеличение тарифа за отопление и горячее водоснабжение без учета качества услуг. А все это в итоге приведет к отсутствию конкуренции и безудержному росту тарифов.

Так ли страшна поголовная “национализация” ОПУ, как пугают авторы петиции, мы попытались выяснить у экспертов.

Большая разница

Исполняющая обязанности директора ТОО “ЛидерСтройКомфорт” Ирина СОЛОВЬЕВА знает рынок изнутри: ее компания как раз занимается сервисным обслуживанием и монтажом приборов учета тепловой энергии. Она входила в состав рабочей группы, в которой обсуждали законопроект “О тепло­энергетике”. Сейчас Ирина сравнивает его с уже принятым документом и делает вывод: на выходе многое поменялось - и явно не в пользу потребителей.

Еще до принятия закона Соловьева и ее единомышленники, а также управдомы обращались с письмом к министру энергетики, в котором расписали все рис­ки, к которым может привести передача счетчиков на баланс коммунальщиков. Однако ответа на него так и не получили.

Закон предполагает, что все последующие затраты на счетчики будут заложены в тариф для населения. Соловьева считает, что обеспечить эффективную тарифную политику будет невозможно. Не будут же тепловики рассчитывать цену на тепло для каждого отдельного дома.

- В Алматы установлены приборы с различными диаметрами расходомеров, на которые разнится стоимость запасных и комплектующих частей, поверок и ремонтов. Поэтому создавать среднеарифметическую стоимость экономически невыгодно как для потребителей, так и для государства, - считает Соловьева. - К примеру, в одной многоэтажке прибор с диаметром расходомеров 100 мм нуждается в дорогостоящем ремонте, а в другом доме прибор с диа­метром расходомеров 20 мм в исправном техническом состоянии. Однако тариф за потребление тепловой энергии все получат одинаковый. Исходя из этого возникает вопрос: почему одни потребители должны будут покрывать расходы других, оплачивая по среднеарифметичес­кому тарифу на весь город?

А вот председатель гражданского совета по тарифам Светлана ДРУЖИНИНА, наоборот, всегда была за передачу счетчиков на баланс предприятия.

- Каждый монополист должен свою услугу довести до потребителя, а не до дома, как сейчас. Мы же со своими весами в магазин не ходим! - утверждает активистка.

Но Соловьева считает, что это другой случай и вообще монополия еще ни разу не упорядочила цены в пользу потребителей.

Кто от этого выгадает?

Председатель ОСИ “Жамбыла 84” Георгий АРХАНГЕЛЬСКИЙ в свое время выступил против установки обще­домового прибора учета в своем доме. И не пожалел об этом.

- Наш дом состоит из двух блоков в виде буквы “Г”. В одном блоке два тепловых пункта, а в другом, где живу я, - один. Так вот еще в 2017 году тогдашний председатель КСК пытался навязать нам этот общедомовой прибор учета тепла. Его даже установили. Тогда я поехал в ТОО “Алматинские тепловые сети” и запросил договор. А в нем было четко сказано: установка прибора учета производится согласно протоколу волеизъявления жителей на установку этого прибора. Это было обязательное условие! Я потребовал показать мне протокол, в котором председатель якобы получил согласие от жителей на этот кредит. А такого протокола не оказалось, - вспоминает Архангельский. - И буквально через пару дней, как я к ним съездил, тепловики приехали, сами демонтировали этот прибор учета и восстановили прежнюю схему теплоснабжения.

В том блоке, где проживает управдом, до сих пор нет прибора учета. Но жители и не жалуются.

- Если подсчитать, то с установкой, поверкой, заменой счетчика жители другого блока заплатили за эти годы куда больше, чем мы по более дорогому тарифу! А если счетчик не пройдет госповерку, то уже не откажешься от этой сис­темы учета, нужно брать новый прибор, а это не менее 600 тысяч тенге, - пояснил председатель ОСИ.

Архангельский объяснил на пальцах, почему предстоящая безвозмездная передача приборов учета на баланс коммунальщиков, еще не начавшись, начинает дурно пахнуть:

- В другом блоке дома КСК тогда все-таки установили два ОПУ. Потребителям навязали их покупку. Они расплачивались в течение нескольких лет. А теперь, когда стоимость погашена, их хотят забрать тепловики? Получается, жители оплатят счетчики дважды? Ведь люди один раз купили ОПУ в кредит, потом их забирают и снова медленно начнут за них собирать деньги через тариф. Круто?

При таком подходе действительно есть риск, что в итоге в тариф заложат такие затраты, что собственники квартир будут десятилетиями рассчитываться за свои же счетчики.

Противоречия движут миром

Эксперты уже обратили внимание, что помимо вышесказанного новый закон “О теплоэнергетике” противоречит и действующему закону “О защите прав потребителей”. Так, в последнем сказано: “Потребитель имеет право на свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг)”.

- То есть нас пытаются лишить права выбора, ведь тепловая энергия - это тоже товар, который мы приобретаем, - провела аналогию Ирина Соловьева. - Мы просили Министерство энергетики внести корректировки в законопроект, оставив право выбора за потребителями и управдомами (ОСИ, КСК и другими). Однако нас не услышали.

Кстати, закон, разработанный Минис­терством энергетики, теперь противоречит и действующим правилам пользования тепловой энергией, которые были утверждены приказом… тоже министра энергетики.

В этих правилах сказано, что граница ответственности между потребителем и организациями за состояние и обслуживание систем теплопотребления определяется их балансовой принадлежностью или по согласованию сторон. То есть потребители вправе отказаться от передачи на баланс коммунального предприятия своих счетчиков, оставив их в своей собственности. Вот так в ведомстве противоречат сами себе!

Закон, который не будет работать

Бывший глава KEGOC, энергетик Асет НАУРЫЗБАЕВ констатирует: депутаты приняли очередной неработающий закон. И категорически не рекомендует никому передавать счетчики на баланс коммунальных предприятий.

- Так вы хоть какой-то контроль име­ете, потому что теоретически можете выбрать поставщика, оспорить действия тепловой компании. А когда все будет в руках у теплоснабжающих организаций, вы ничего не докажете. Они даже могут вам поставить непроверенные счетчики, и вы об этом не узнаете, - предупредил Наурызбаев.

По его словам, действия Минэнерго приводят только к повышению цен. Очевидно и то, что и сами счетчики, и услуги по их установке будут дорожать.

- Останутся одни аффилированные с теплосетями компании. Рынок разделят. Будет согласованная цена на счетчики. И раз не будет возможности купить приборы учета на стороне, значит, цена их вырастет в разы, - заглянул в недалекое будущее энергетик.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть