Флаг в руки
Уникальное знамя Золотой Орды, скорее всего, уйдёт с аукциона Sotheby’s, поскольку казахстанские музеи не смогли достойно принять его в дар.
Артефакт XIII века пытается спасти от времени жительница Уральска Анаргуль АМИРОВА. Полотно хранится в семье Анаргуль с древних времен. Ее предки передавали знамя из поколения в поколение, наказывая потомкам хранить этот кусочек истории.
- Наш род Бериш принадлежит Младшему жузу, наши предки проживали в Атырауской области, - рассказывает Анаргуль. - Род Бериш славился своими батырами, мои предки принимали участие во всех сражениях и военных походах. Этот флаг - наше родовое знамя. Насколько я помню, мой папа еще в советское время думал о том, чтобы передать его в музей, но что-то там не получилось, и флаг остался в семье. В 2018 году я узнала об открытии музея мира и согласия, приуроченном к съезду лидеров мировых и традиционных религий. И мне подумалось, что мой подарок музею был бы очень символичным: все лидеры стран могли бы увидеть, какие артефакты сохранились в нашей стране. Я была уверена, что это стало бы предметом гордости для Казахстана.
Приняв решение, Анаргуль купила билеты на самолет и вместе с сыном отправилась в Астану. Кроме знамени в дар будущему музею она везла еще несколько предметов далекой старины: православную икону и крест, приобретенные когда-то в антикварной лавке, а также фрагменты оружия и одежды. В Астане женщина встретилась с администрацией музея и передала им все реликвии на безвозмездной основе.
Через некоторое время Анаргуль поинтересовалась в музее, как обстоят дела с ее дарами, в частности с флагом, которому требовались реставрация и грамотное хранение. Ей сообщили, что знамя передано для реставрации известному мастеру Крыму АЛТЫНБЕКОВУ.
- И практически сразу выяснилось, что флаг просто лежит в его мастерских, никакая работа с ним не проводится, - говорит Анаргуль. - На мой вопрос о том, почему полотно не реставрируют, Крым Алтынбеков сказал, что реставрация - это очень дорогостоящая процедура, а на это знамя государство денег не выделяло. После того как все это выяснилось, я забрала знамя обратно.
С того момента для Анаргуль начались беспокойные дни и месяцы. С одной стороны, она знала, что является хранителем раритета, который необходимо сохранить для потомков. С другой - совершенно не понимала, почему встречает такое равнодушие со стороны чиновников.
- Прилюдно они все бьют себя в грудь, утверждая, что патриоты своей страны, на деле же большинству совершенно безразлична история нашего народа, - сетует Анаргуль. - За эти годы я встречалась со множеством чиновников разного ранга. Знакома со всеми министрами культуры, которые были с 2018 года. Все они признают, что, да, это редчайший артефакт. Но у всех не находится времени, чтобы заняться его судьбой.
Забрав знамя из мастерской реставратора, Анаргуль отправилась к известнейшему археологу доктору исторических наук Карлу БАЙПАКОВУ (к сожалению, ныне покойному).
- Он осмотрел флаг и сказал, что этот артефакт имеет огромнейшее историческое значение, - вспоминает Анаргуль. - И сразу предупредил, что мне будет очень сложно. Нужно будет доказывать возраст знамени, нужно будет пробиваться через бюрократию и проволочки. Но он просил не опускать руки и идти вперед, потому что это необходимо для истории.
По словам Анаргуль, Карл Молдахметович составил аннотацию, в которой прописал всю значимость раритета для истории Казахстана, и даже был с ней на одном из приемов у тогдашнего министра культуры Арыстанбека МУХАМЕДИУЛЫ.
- Мы сидели тогда втроем. Мухамедиулы нас выслушал и сказал: “Карл Молдахметович, вы ученый с мировым именем, я уважаю все ваши регалии, но сейчас не могу ничего сделать. Мне некогда, у меня на носу EXPO, и я зашиваюсь”.
Упершись в стену чиновничьего безразличия, Анаргуль решила попытаться сделать необходимые экспертизы своими силами. Прежде всего нужно было определить возраст раритета. Для этого необходима радиоуглеродная экспертиза. Однако в нашей стране, как выяснилось, эту экспертизу сделать не могли, только за рубежом. И стоят эти исследования недешево.
- Я связывалась с фондом Марджани, там подсказали несколько лабораторий, где могут провести такую экспертизу. Но это стоит от тысячи долларов до полутора тысяч евро. Конечно, мне такие расходы не по карману, особенно учитывая, сколько я уже вложила в эту ситуацию, - продолжает Анаргуль.- В том же фонде мне дали контакты аукциона Sotheby’s, посоветовав обратиться туда и выставить свой раритет на продажу через него. И тогда я решила взять паузу, чтобы подумать, поискать варианты.
Следующим этапом стал звонок в Новосибирский институт ядерной физики, его ученые пообещали сделать радиоуглеродную экспертизу.
- Я отправила туда почтой сто граммов ткани от флага, и примерно через 2,5 месяца пришел ответ: ученые датировали возраст флага 1221-1250 годами! - вновь загорается воспоминаниями Анаргуль. - Со мной связался историк Глеб КУБАРЕВ. Он однозначно заявил, что это золотоордынское знамя, и очень удивился, что наши ученые легкомысленно относятся к такому раритету!
Вся проблема с выводами ученых соседней страны в том, что они не могут считаться официальными. Для того чтобы правильно оформить все документы, необходимо время и значительные финансовые вложения. Ну, например, для того чтобы составить полную аннотацию к флагу, необходимо провести огромную работу, которую никто не будет делать бесплатно. В итоге получается, что удивительный раритет, чей возраст подтвержден фактически, формально остается неисследованным экспонатом.
Единственные, кто высказал свое мнение по этому поводу в нашей стране, - Карл Байпаков и тюрколог Омир ТУЯКБАЕВ. К последнему Анаргуль обратилась год назад. Изучив знамя, Туякбаев составил научную атрибуцию экспоната, в заключении которой, в частности, сказано: “Знамя представляет собой государственный символ, т. е. штандарт Золотой Орды XIII века. С этой точки зрения данный предмет является редчайшим памятником средневековой истории Казахстана”.
Дальнейшая судьба исторического артефакта пока непонятна. Владелица намерена выставить его на продажу: огромные средства, которые женщина вложила во все перелеты и переезды, в транспортировку экспоната и сборы различных бумаг, серьезно ударили по ее финансовому благополучию.
- Я приняла решение отправить его на аукцион Sotheby’s. Но прежде предложила выкупить знамя нашему Национальному музею. Заявку я отправила еще в прошлом году. Знаю, что музей заинтересован в этом приобретении, но все зависит от средств, которые должно выделить государство. Мы постоянно находимся на связи с руководством музея, но пока никаких хороших известий у них нет. Конечно, мне бы не хотелось, чтобы такой артефакт покидал нашу страну. Но что я могу сделать еще? - задается вопросом Анаргуль.
Вдвойне странно наблюдать такую ситуацию после мартовского выступления главы государства на Национальном курултае, призвавшего уделять памятникам и артефактам, связанным с эпохой Золотой Орды, особое внимание.
- На протяжении шести столетий джучиды играли определяющую роль в судьбе Центральной Евразии, стремясь сформировать на огромной территории единую цивилизационную общность. Улус Джучи, подобно Римской империи, задал стандарты развития для государств и народов Великой степи на многие столетия вперед, вывел на качественно новый уровень государственное управление. Символично, что сегодняшнее мероприятие проходит в год 800-летия образования Улуса Джучи, который занимает значимое место в традиции государственности Казахстана, потому что прошлое, настоящее и будущее нашей страны тесно переплетены с его историческим наследием. Важно, чтобы восприятие Золотой Орды в мире было неразрывно связано именно с Казахстаном, - подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.
Несмотря на фактически прямое указание главы государства о принятии мер для сохранения истории Золотой Орды, чиновники на местах, видимо, думают по-другому. Как иначе объяснить то, что происходит вокруг уникального предмета?
Самое главное, о чем переживает сегодняшняя владелица артефакта, - это сохранность знамени. Оно нуждается в специальных условиях. Ему необходим определенный режим температуры, освещения и влажности. Конечно, в домашних условиях этот режим создать невозможно. Каждый день, потерянный из-за бюрократических проволочек, наносит вред сохранности полотна, которому без малого тысяча лет.
Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора, Уральск