Воронам на смех
Тонны неубранной кукурузы гниют на полях Алматинской и Жетысуской областей
Ситуация нестандартная: урожая много, а реализовать его невозможно - не хватает хранилищ, сушилок, вагонов… Отчаявшиеся фермеры пишут письма в правительство, Минсельхоз, но получают отписки. Прогнозы неутешительные, поскольку десятки хозяйств оказались на грани разорения.
В этом году многие фермеры сделали ставку на кукурузу вместо сои и пшеницы. Они объясняют это тем, что ранее на нее был стабильный спрос со стороны местных заводов, закупочная цена на початки в 2022 году была 100-120 тенге за килограмм.
После посадки семян весной каждый район обладал цифрами от крестьянских хозяйств. Простые арифметические подсчеты могли дать реальную картину по будущему урожаю. Чиновники в регионах должны были просчитать и примерные риски, ведь отрасль тесно работает с гидрометеорологической службой. По мнению фермеров, акиматы пустили ситуацию на самотек, не проводили мониторинг.
- Мы посеяли, сдали отчет, в управлении сельского хозяйства Алматинской области все цифры были, - рассказывает глава одного из крестьянских хозяйств Илийского района Ербол КОЖАХМЕТОВ. - В Минсельхозе знали, что по двум областям - Алматинской и Жетысу - у нас посажено примерно 90 тысяч гектаров. При урожайности в среднем 10 тонн с гектара получается урожай 900 тысяч тонн. В прошлые годы у нас принимали кукурузу два завода - Жаркентский крахмало-паточный и ТОО “АзияАгроФуд”. Недавно оба прекратили приемку, сославшись на загрузку.
Урожай нужно сушить, только потом его можно продать птицеводам и животноводам. Но сушилок нет. За сушку 1000 тонн на одном из предприятий затратная часть выходит 13-15 миллионов тенге.
- Видел выступление акима Алматинской области: дескать, область-передовик по зерновым культурам. А про кукурузу вопрос даже не подняли, - сокрушается фермер. - По предварительным подсчетам, по двум областям около 40 тысяч гектаров, то есть почти половина, остается на полях - такие данные нам сообщили на встрече в областном акимате. Это деньги крестьян, которые нужно возвращать по кредитам.
На весенне-полевые работы через аграрную кредитную корпорацию фермер, как и десятки его коллег, взял деньги на семена, удобрения, ГСМ... Почти 17 миллионов тенге. В залог оставил квартиру. Сейчас его средства гниют под снегом. Фермер говорит: срок погашения продлил до 16 декабря, после начала капать пеня - по 32 тысячи тенге в день.
- Если вышестоящие органы не займутся решением вопроса, многие аграрии не выживут, окажутся без средств к существованию, - с горечью констатирует глава крестьянского хозяйства из Жетысуской области более чем с 30-летним опытом Марат СУЛЕЙМЕНОВ. - Мы все скосили, часть сдали, а часть урожая на складах лежит. Мелкие крестьяне даже не скосили - бросили, так как уборка комбайном гектара кукурузы обходится в 45 тысяч тенге. Овчинка выделки не стоит. Хранить в мешках ее невозможно - запреет, сгниет. Сушилки на весь район имеет пара человек, но сушка дорогая. В результате цена на культуру упала до 40 тенге за килограмм.
Ербол Кожахметов предложил свой вариант решения вопроса:
- После наших обращений к премьер-министру, в администрацию президента в Алматинскую область приезжали депутаты сената парламента. Я предложил им выход: компании КТЖ выделить вагоны, загрузить их кукурузой, которой забиты склады двух перерабатывающих предприятий, и поставить вагоны в тупик. А в пустые склады принять влажную кукурузу от фермеров, просушить и оставить на хранение.
Аграрии считают: глупо разбрасываться урожаем, когда мировой рынок лихорадит, климат преподносит “сюрпризы” - то урожай горит, то поздно созревает. Отечественные фермеры жалуются на рост кормов. Соответственно, растут цены на мясо, яйца и другие продукты для конечного потребителя.
В список культур, закупаемых у фермеров продовольственной контрактной корпорацией, кукуруза в этом году не вошла.
“Мы работаем по распоряжению правительства и не располагаем собственными средствами для закупа”, - сообщили в корпорации.
В ответе Министерства сельского хозяйства фермерам свое видение ситуации. Сообщается, что приостановлена приемка кукурузы с 15 по 23 ноября ТОО “Уыз Май Индастри” в Коксуском районе Алматинской области из-за поступления большого объема кукурузы высокой влажности, поломки сушилки, а также отсутствия утвержденного плана на ноябрь - 1500 тонн/23 вагона со стороны КТЖ отказ без причины.
ТОО “Жаркентский крахмало-паточный завод” в Панфиловском районе приостановил прием кукурузы с 10 ноября этого года в связи с заполненностью хранилищ (145 тысяч тонн).
По поводу низких закупочных цен на кукурузу: в Минсельхозе видят причину в демпинге со стороны поставщиков из России, которые вытесняют казахстанцев с традиционных рынков сбыта в Казахстане и странах Центральной Азии. Цена у российских переработчиков складывается на уровне 50 тенге за килограмм. То есть ниже себестоимости конечного продукта. Чиновники подчеркнули, что при этом “АзияАгроФуд” не склоняется к импорту кукурузы из России, а закупает ее у отечественных сельхозтоваропроизводителей.
В министерстве также отметили, что одной из причин снижения цен на кукурузу с 130 до 75 тенге за килограмм стало увеличение объема импортных поставок.
Управление сельского хозяйства Алматинской области обнадежило: со стороны акимата ведутся переговоры по сбыту кукурузы с товарно-молочными фермами Северо-Казахстанской, Акмолинской областями, с Республиканским мясо-молочным союзом, Союзом птицеводов Казахстана, свиноводческими хозяйствами. Сейчас уточняется информация о количестве необходимого зерна.
Предварительно фермерам сообщили, что проблема со сбытом решена на 17,5 тысячи тонн. Рассматривается вопрос по закупу зерна через СПК “қонаев” более 15 тысяч тонн. По остальному объему сбыта работы продолжаются.
Мы позвонили в Союз птицеводов уточнить: возможно ли пристроить кукурузу? Там ответили, что переслали птицеводческим хозяйствам письма с просьбой о поддержке фермеров. Заметили, что эти хозяйства тоже не смогут длительно хранить кукурузу с высоким содержанием влажности, а кормить гниющим и преющим кормом птицу нельзя.
Между тем прошло больше трех недель, как главы крестьянских хозяйств подняли этот вопрос, а урожай по-прежнему остается на полях!
Елена КОЭМЕЦ, Алматы