1950

Докажи то, не зная что

В невероятно абсурдную ситуацию попал павлодарец Андрей ДЕНИСОВ. А именно: чтобы доказать фиктивность сделок, вообще никогда не существовавших в природе, по логике судей, он должен сначала указать, какие именно это были сделки. Но и это даже не апогей нелепости! Мужчину признали многомиллионным должником по налогам на основе деклараций контрагентов, не подкрепленных ни единым письменным документом. Горький опыт Андрея - яркий пример того, что в финансовую ловушку можно попасть даже после законной продажи своей компании с нулевым оборотом.

Докажи то, не зная что

Липовые счета-фактуры в казахстанском бизнесе стали таким же распространенным явлением, как откаты за победу в тендерах. Так, в обход транзитному налогу в страны Азии экспортируется российское зерно, и так же, по всей видимости, ремонтируют или строят объекты с бюджетным финансированием. Главное, найти фирму, через которую можно проводить подобные аферы. Зачастую их покупают на сайте рекламных объявлений у ничего не подозревающих продавцов. И вот чем это может обернуться…

Герой нашей публикации, открыв в 2014 году ТОО “АзияСекторСтрой”, собирался заняться строительством. Но ввиду объективных причин, к этой истории никак не относящихся, от своей идеи вынужден был отказаться.

- Никакие тендеры я не выиграл, соответственно, и договоров у меня никаких не было, так же, как и денежных оборотов. Я даже не открывал счет в банке. И это легко проверить по всем базам. Налоговая отчетность в период, когда я был учредителем ТОО “АзияСекторСтрой”, была вся по нулям, - объяснил Андрей Денисов.

Вскоре он, отучившись на юриста, переключился на другой вид деятельности и свою не проработавшую и дня компанию выставил на продажу. Покупательница нашлась быстро. Пустое ТОО, по сути, только название, в 2015 году приобрела мадам предпенсионного возраста за 100 тысяч тенге. Прошло три года. И вдруг бывшему владельцу компании звонят из суда с требованием прийти на процесс по делу о привлечении к субсидиарной ответственности и взыскании денежных средств с него и с покупательницы, которой было продано его ТОО “АзияСекторСтрой”.

Оказалось, что новая владелица фирмы с момента ее перерегистрации на свое имя и до тех пор, пока ее деятельностью не заинтересовались тогда еще сотрудники финансовой полиции, занималась лжепредпринимательством. То есть выпиской фиктивных счетов-фактур. Было заведено уголовное дело. Женщину признали виновной, правда, почему-то не по факту выписки липовых бумаг без фактического выполнения работ, а в недостоверном предоставлении бухгалтерского учета. Кстати, свою вину она признала. И была амнистирована по возрасту.

- Любопытно, что в ходе расследования у новой собственницы некогда моей компании было изъято 15 миллионов тенге. Она признала, что эти деньги были получены в результате ее незаконной деятельности по выписке фиктивных счетов-фактур. Суд впоследствии все эти сделки отменил как незаконные. А следователь после амнистии подсудимой вынес постановление о необходимости вернуть ей эти 15 миллионов тенге. Причем не на счет компании, что было бы логично, поскольку деньги изначально были изъяты оттуда и с них можно было бы оплатить налоги государству, а лично ей! - недоумевает Денисов.

Он не случайно сделал акцент именно на этом обстоятельстве, поскольку сделки, за которыми стояла реальная незаконная прибыль, суд отменил как недействительные. А те, что были лишь на бумаге, точнее, в допдекларациях контрагентов, признал законными.

Кто эти 10 контрагентов, которые через два года после якобы сотрудничества с ТОО “АзияСекторСтрой” в тот период, когда фирмой владел ее основатель, вдруг вспомнили, что имели с ним дело на несколько миллионов долларов, Андрей Денисов не знает.

- Нет ни одного документа с моей подписью, ни одного факта обналичивания денег с моей стороны. Контрагенты меня никогда в глаза не видели, точно так же, как и я их. Но налоговая принимает на веру их декларации, поданные через два года после якобы совершения между нами сделок, - по­яснил Денисов.

Но еще больше отжигают суды.

- В первый раз, когда я подал иск в суд о признании сделок недействительными, сказал, что нет никаких счетов-фактур, никаких сделок не было, судья спросил: “А какие именно это были сделки: с дровами, мазутом, бетоном? С чем?” Я даже растерялся от такого вопроса. Это то же самое, если у вас украли из машины ноутбук, вы пришли в полицию, а вас спрашивают: “А кто у вас украл? Не знаете... Ну приходите, когда узнаете!” По судейской логике выходит, что если бы я указал, какие сделки проводили со мной контрагенты, то мне бы поверили, что я об этих сделках ничего не знаю! - удивляется системе казахстанского правосудия павлодарец.

Почему-то в суде не приняли во внимание и заключение следователя финпола, который в ходе расследования уголовного дела в отношении покупательницы фирмы указал, что в период с 2014 по 2015 год никаких сделок в ТОО “АзияСекторСтрой” не было. Кстати, один из контрагентов, подавших декларацию о якобы финансовых делах с компанией в этот период, свой иск отозвал, ссылаясь на то, что подал его незаконно. Остальные, как говорит Андрей Денисов, вообще за все эти четыре года ни разу в суде не появились, хотя их неоднократно вызывали.

Недавно он сделал запрос в Центр правовой статистики и информации по поводу существования каких-либо финансовых операций между ТОО “АзияСекторСтрой” и сторонними фирмами в период с 2014 по 2015 год. Ответ оказался тот же: “сделок в указанный период в ТОО “АзияСекторСтрой” зарегистрировано не было”.

Казалось бы, вот оно - очередное новое обстоятельство, которое могло бы стать основанием для пересмотра дела! Но в судах опять дают от ворот поворот.

- Мне отказывают по основаниям, не связанным с самим делом: то сроки прошли, то мы не считаем это новыми обстоятельствами, то мы это уже рассматривали... Бег по замкнутому кругу просто какой-то, - вздыхает Андрей Денисов.

…Долг по налогам более чем в 34 миллиона тенге в солидарном порядке по решению апелляционной инстанции висит на основателе компании и его покупательнице. Последняя официально живет на пенсию, имущества никакого не имеет. Взять с нее нечего. Теребят Андрея Денисова, у которого арестованы и имущество, и счета. Он не может никуда вы­ехать. И ничего доказать, потому что обвинение ему предъявлено в рамках бездокументального метода налоговой проверки.

А когда пытается заполучить в департаменте госдоходов доказательства своей невиновности, как того требуют в судах, у налоговиков один ответ: фирма обанкротилась при другом директоре, какое вы имеете к ней отношение?..

Ирина ВОЛКОВА, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Павлодар

Поделиться
Класснуть