4829

Пиар на крови?

Компания Eira Med обиделась на интервью известного специалиста в сфере здравоохранения, кандидата медицинских наук Марата ДАУМЕНОВА (см. “Доктор против системы”) и потребовала опубликовать материал рекламного характера. Напомним, Дауменов предал огласке вопиющие факты о поставках в Центр крови некачественной медицинской продукции отечественного производителя - компании Eira Med. Что ж, давайте разберемся.

Пиар на крови?

Подтвержденные фотоснимками сообщения о донорской крови, хлещущей из дырявых гемоконтейнеров, и бракованных пластиковых деталях увенчали факты поставок в рамках госзаказа “просрочки”. Обычно этим словом называют товар, который реализуют в дешевых супермаркетах, наклеивая на него левые этикетки, скрывая истекший срок годности. Это, как утверждает врач Дауменов, и проделала Eira Med с мешками для сбора крови. Множество фактов, свидетельствующих о браке продукции, Марат Дауменов собрал во внушительную папку: они зафиксированы и заактированы.

Доктор, которому попытки борьбы за качество поставляемой продукции стоили отстранения от руководства Костанайским центром крови, решил предать возмутительную информацию огласке. Иного пути для установления законности он уже не видит. Перед этим он отправил обращения в администрацию президента, Генпрокуратуру, антикор и Минздрав, в которых он просит проверить как поставщика продукции “СК-Фармация”, так и производителя. Дауменов подозревает, что 5-миллиардный долгосрочный контракт на поставки в медучреждения страны был заключен между ними с серьезными нарушениями, а в итоге привел к убыткам для государства и созданию угрозы системе здравоохранения. Это мнение он и высказал в своем интервью.

Однако вместо того чтобы откреститься от фактов вопиющего брака либо представить доказательства лживости позиции Дауменова, пиарщики компании Eira Med решили выступить на страницах нашей газеты с объемным и маловразумительным текстом - в целом рекламным, полемичным и немного жалобным.

Пафос его выражен в заключительной фразе двухстраничного сочинения: “На волне “хейта” выплеснуть необоснованный, но очень зрелищный материал в массы, что это: неудовлетворенные амбиции или у этой активности есть невидимый заказчик?” Основная же часть письма состоит в подробном рассказе о передовом и уникальном “в мировой практике” предприятии. Но такой рассказ никаким опровержением слов Дауменова быть не может. Потому что это просто пиар-текст.

Осталось непонятным, какие именно сведения, изложенные в нашей публикации, решили опровергнуть авторы письма в редакцию. Ни одной цитаты оттуда они не привели. Ни одного факта, по сути, не опровергли. Дескать, ну случился у нас как-то брак, так что ж, с кем не бывает. Однако отметили, что “в современном мире … нечистые на руку деятели в на­дежде на резонанс не брезгуют грязными приемами”. Это вы, товарищи из Eira Med, о ком? О Дауменове? А вам не кажется, что за такую характеристику он, в свою очередь, будет вправе выкатить иск о защите чести и достоинства?

Было бы лучше, если бы Eira Med разъяснила вопрос о прямом использовании продукции иностранного производства, выдаваемой в итоге за казахстанскую. Дауменов предоставил нашей редакции длинный список изделий медицинского назначения “авторства” Франции и США, которое в итоге принимает вид выпущенного отечественным производителем. Так что это за производство - самостоятельное или “конструктор”? Об этом и спрашивал Дауменов, задаваясь вопросом, что происходит с Eira Med.

Есть в редакции и копия письма, разосланного в прошлом году руководителем Eira Med в мед­учреждения страны. Ссылаясь на главу государства, тот грозился администраторам бюджета персональной ответственностью. В частности, заявил о недопустимости закупок центрами крови импортных систем и компонентов, а в случае продолжения этой прак­тики пообещал “принимать меры путем информирования местных исполнительных органов и подачи жалоб по отмене проводимых закупов”. Ничего себе, конкурент­ная среда и соблюдение закона о госзакупках! Получается, не закупайтесь, казахстанские центры крови, нигде, кроме как в Моссельпроме? Ну все уже поняли, где именно.

А как же быть с тем фактом, что далеко не все центры крови в производстве ее компонентов используют одинаковые технологии? Дауменов приводит в пример существование гемоконтейнеров с лекарственным компонентом, который увеличивает срок годности биоматериала до 49 дней. Таких Eira Med не производит. Альтернативному оборудованию расходники завода не подходят. Это понятно: производить абсолютно все невозможно. Опять же, технологии на месте не стоят. Но задумывается ли кто-нибудь о том, что возраст медприборов, для которых Med выпускает расходные материалы, превышает 10 лет? Вопрос риторический.

Тем временем список продукции с девятью видами брака, о котором во все инстанции сообщил Дауменов, по-прежнему остается актуальным. Хотя бы в том смысле, что никто за него не понес ответственности. Это изогнутые иглы, некачественные соединения, перезапаянные пластиковые трубки, негерметичные гемоконтейнеры, пропускающие кровь пластиковые мешки для проб анализов, нарушенная целостность упаковок, неправильное количество лекарственного консерванта крови, истекший срок годности изделий, замаскированный новой этикеткой.

Даже если согласиться с тем, что процент брака от общего количества выпущенных изделий невысок (кстати, есть ли достоверная статистика?), это не значит, что говорить о недостатках нельзя или не нужно. И потом, почему заменой выявленных бракованных изделий занимался не обязанный это делать поставщик “СК-Фармация”, а представители Eira Med? Дауменов заявляет о таких плохо вяжущихся с требованиями закона случаях довольно уверенно.

Найдется ли у Eira Med ясное и четкое опровержение всему вышеперечисленному? Если да, продолжим разговор.

Стас КИСЕЛЁВ, фото автора и предоставлены Маратом ДАУМЕНОВЫМ, Костанай

Поделиться
Класснуть