Договор с подвохом
Как известный казахстанский бизнесмен дважды участвовал в сомнительных сделках, после которых у его партнеров возникали проблемы с правоохранительными органами
Не так давно в Мангистауском областном суде была поставлена точка в затяжном процессе по делу двух предпринимателей, обвиненных в мошенничестве. Ивана БОРИСЕНКО и Жаная МАКСИМХАНОВА заподозрили в том, что они попытались обмануть своих партнеров и обогатились за счет чужого имущества. В общей сложности разбирательство продолжалось около двух лет. За это время оба фигуранта успели посидеть в следственном изоляторе, но в итоге суд полностью оправдал их, что уже само по себе является уникальным случаем.
Однако в этой истории есть еще одна скрытая интрига - в основе мнимого преступления оказался контракт, подписанный известным бизнесменом Сериком КАРЫМСАКОВЫМ. И вот ведь какое совпадение: это уже второй случай, когда его партнеры после подписания с ним контракта оказываются на нарах!
А начиналось все довольно перспективно - в 2019 году Карымсаков от лица ТОО “Интерэкс и Компания” заключил соглашение с фирмой “Темир-Гефест”. Продавец предложил приобрести у него имущество бывшего завода пластмассовых изделий, находящегося в Актау на территории “Индустриального парка Мангистау”. То есть когда-то это было действующее предприятие, но затем превратилось в груду металлолома.
В общем-то, новые собственники актива и не скрывали, что их интересует лишь металл, который они планируют сдать на переработку. Тем более что “Темир-Гефест” как раз и занимался поставками этого вида сырья на различные крупные предприятия.
Изначально цена соглашения превышала 2,2 миллиарда тенге. И это притом, что Карымсаков сделал скидку: он просил на 200 миллионов больше, но пошел на уступки. После подписания договора продавец получил предоплату в размере 860 миллионов тенге, а покупатель отправился в Актау, чтобы осмотреть свои владения. И вот тут начались первые трудности.
Представителей “Темир-Гефеста” не пустили туда, где, по идее, находится их собственность, - в “Индустриальный парк Мангистау”. Позже им все-таки удалось прорваться к своим активам, и вдруг выяснилось, что список купленного имущества сильно отличается от того, что есть в наличии. Проще говоря, в договоре оказалось больше товара, чем было на самом деле.
После этого стороны вновь встретились, чтобы обсудить ситуацию, и договорились, что сумма контракта будет уменьшена. А еще компания Карымсакова подписала второй контракт с фирмой Борисенко ТОО “PromRegionKz” на оставшуюся часть имущества. Правда, позже этот договор был расторгнут, а Борисенко и Максимханова обвинили в том, что они вывезли и продали металлолом, принадлежавший “Темир-Гефесту”.
Ситуация оказалась запутанной, поэтому в департамент экономических расследований поступило заявление о мошенничестве со стороны обоих бизнесменов. Подозреваемым вменили второй эпизод - якобы они демонтировали и подготовили к вывозу активы “Индустриального парка Мангистау”, но не сумели довести задуманное до конца. В общей сложности следствие оценило ущерб от деятельности фигурантов уголовного дела в 300 миллионов тенге!
Обвинение с самого начала выглядело довольно сомнительным: то один список имущества, то другой, то одна стоимость, то другая. Всплыли допсоглашения и новые контракты. А тут еще и собственники компаний начали сомневаться, где их подпись, а где подделка. Менялась и сумма ущерба: сначала предпринимателям вменили пропажу активов на 800 миллионов тенге, а спустя год она сократилась до 256 миллионов. Вызвали вопросы и результаты экспертиз - якобы потерпевшие отказывались от своих подписей, но затем выяснилось, что это они заверяли документы. Словом, дело очень мутное.
Впрочем, и вторая статья обвинения выглядела не лучше. Обоих фигурантов обвинили в том, что они демонтировали имущество “Индустриального парка Мангистау” и собирались его украсть. В частности, речь шла о водопроводных трубах. Их действительно кто-то разобрал и разрезал, но не было никаких свидетельств, что сделали это именно подсудимые.
В результате горсуд Актау оправдал Борисенко и Максимханова, а Мангистауский областной суд оставил приговор в силе. Но при этом возникли вопросы к тем, кто инициировал уголовное преследование предпринимателей, и в первую очередь к руководителю ДЭР по Мангистауской области Данияру АЛИЕВУ и местному прокурору Ерлану АБАЕВУ. Куда смотрели два начальника, если еще в ходе следствия регулярно возникали сомнения в виновности подозреваемых?
И, разумеется, явно не до конца изучена роль столичного предпринимателя Серика Карымсакова. Просто это второй подряд случай, когда партнеры платят ему деньги, а потом попадают под пресс правоохранительных органов.
Не так давно Карымсаков оказался потерпевшим по делу о продаже гостиницы “Дипломат” в столице (см. “Дипломат без ручки”, “Время” от 7.4.2021 г.).
То есть совершенно очевидно, что вести дела с Сериком Карымсаковым небезопасно. И непонятно лишь, почему правоохранительные органы поддерживают ту линию, где он либо сам потерпевший, либо один из активных участников сомнительных сделок.
И есть версия, что за Карымсаковым кто-то стоит. Журналист Токберген АБИЕВ, активно освещавший судебный процесс по делу Борисенко и Максимханова, сумел записать длительную беседу с юристом Куанышем АБИ, представлявшим в деле потерпевшую сторону. Юрист оказался весьма откровенным и рассказал много интересного, в том числе и про связь Карымсакова с кем-то в Генеральной прокуратуре. Не за этим ли кроется упорство правоохранительных органов увидеть преступления даже там, где их нет?
Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы