21801

Солдаты неудачи

Уникальная ситуация сложилась в столичной войсковой части 83205, обслуживающей Министерство обороны. Как выяснилось, бывший командир подразделения Еркин АЛАШБЕКОВ использовал солдат-контрактников и даже офицеров для строительства собственного дома. Правда, за это полковника не наказали - антикоррупционная служба сочла, что на преступление это не тянет. Зато теперь с тех, кто пахал на стройке начальника, пытаются взыскать… нанесенный государству ущерб! Как такое возможно, разбирался корреспондент “Времени”.

Солдаты неудачи
Скриншот видеозаписи предоставлен Бериком МАМБЕКОВЫМ

О строительстве дома полковника Алашбекова антикоррупционная служба узнала случайно: летом прошлого года с заявлением на своего сослуживца Берика МАМБЕКОВА обратился солдат-контрактник Жандос МЕДИМАНОВ. По словам ефрейтора, сержант пообещал ему офицерскую должность и продление контракта за два миллиона тенге - якобы у него был прямой выход на людей, способных решить этот вопрос. После передачи денег Мамбекова задержали, а позже осудили на 4 года лишения свободы. А вот с Медимановым руководство решило не продлевать контракт (см. “Армейский магазин”, “Время” от 3.3.2021 г.).

Берик МАМБЕКОВ.

Оказавшись в кабинете у следователя, Мамбеков рассказал, что командир части Еркин Алашбеков заставлял солдат работать на стройке собственного дома, направлял туда военную технику, плюс по его приказу водители сливали из машин топливо. Эти слова сержант подкрепил видеозаписями, сделанными на фазенде полковника. К слову, найти их не составляет особого труда - ролики гуляют по интернету.

Нам стало любопытно, как эти записи оценили в правоохранительных органах. Редакция направила запрос в Главную военную прокуратуру, но из этого ведомства наши вопросы переадресовали в антикоррупционную службу. И вот в конце апреля пришел ответ за подписью заместителя руководителя столичного департамента по противодействию коррупции Мэлса АКИЛБАЕВА.

“Факты незаконного использования военной техники и труда военнослужащих при строительстве дома Алашбекова Е. подтвердились. По результатам расследования уголовное дело прекращено в порядке ст. 35 ч. 1 п. 2 УПК РК, то есть за отсутствием состава уголовного правонарушения, ввиду недостаточности суммы ущерба для квалификации действий Алашбекова Е. как уголовного правонарушения. Главная военная прокуратура Республики Казахстан с принятым решением согласилась”.

Получается, полковник Алашбеков действительно отправлял солдат строить себе дом, да еще на военной технике. Но ущерб при этом незначительный, соответственно, и наказывать офицера не за что.

Однако именно здесь возникло противоречие, ведь солдаты и офицеры в рабочее время должны служить родине, а не класть кирпичи на даче у начальника. Именно поэтому войсковая часть 83205, которой раньше командовал Алашбеков, подала в суд… на тех самых конт­рактников и офицеров, пахавших на стройке его дома! Военным пришло представление из антикора, где черным по белому написано, что нарушена трудовая дисциплина и гонять военную технику по своим фазендам запрещено, государству нанесен некий ущерб. И вот теперь эти деньги взыскивают, но не с Алашбекова, а с его подчиненных.

В военном суде Акмолинского гарнизона сейчас проходит процесс по иску войсковой части 83205 к капитану Радику НИЗАХУНОВУ, лейтенанту Ерлану САПАРБАЕВУ, младшему сержанту Алиму КАРИМОВУ, сержанту Сапаргали АНАРОВУ, младшему сержанту Ергали ТАШЕНОВУ, сержанту Ерболу ЖАМИХАНУ и к старшему сержанту Абу ИБРАЕВУ. Они засветились на записях своего сослуживца Мамбекова, и теперь работодатель хочет, чтобы они вернули в казну порядка 300 тысяч тенге.

А вот что по этому поводу говорит адвокат Асель ТОКАЕВА, защищавшая полковника Алашбекова в ходе следствия, а сейчас представляющая интересы ответчиков по гражданскому делу.

“Алашбекова антикор проверял вдоль и поперек месяцев 8-10. Пытался заставить свидетелей военнослужащих дать на него изобличающие показания. Свидетели молодцы, не стали оговаривать свое руководство при этом неоднократно жаловались на сотрудников Антикора за оказание давления, но все это было оставлено без внимания как руководством антикора, так и ГВП.

При этом по делу было допущено множество нарушений.

Указанная сумма о которой идет речь - это где-то триста с чем-то тысяч ничем не подтверждается, кроме невнятных расчетов специалиста ДВГА, которые непонятно на чем основаны и о результатах которых не была уведомлена защита Алашбекова, чтобы задать свои вопросы.

По факту там нет и этой суммы.

Сейчас действительно, на основании представления идет судебный процесс в гражданском порядке о взыскании суммы якобы ущерба со свидетелей-военнослужащих, которые приходили на стройку. И эта сумма почему-то одновременно вменена была Алаш­бекову.

Но и там все под большим вопросом!

Нет доказательств этому: кто-то был в отпуске, кто-то в не рабочее время, кто-то на дистанционке.

И еще, этот строящийся дом фактически не принадлежит самому Алашбекову, он его отдал своему братишке, который дружит с военнослужащими этой части, и они сами друг с другом, без ведома Алашбекова договаривались и помогали друг другу.

Неужели помощь сослуживцев при пожаре, проведении ремонта, каких-то работ, хождений в гости должна преследоваться по закону?” - написала юрист в соцсетях (пунктуация и орфография сохранены).

Вот и получается, что строили дом командиру части, используя бесплатный труд военнослужащих и военную технику, но позже оказалось, что ущерб слишком невелик, чтобы кого-то за это наказывать. А теперь выходит, что солдаты и офицеры по собственной инициативе помогали не Алашбекову, а его младшему брату возвести коттедж. Правда, в рабочее время и на грузовиках Министерства обороны. Но коррупции здесь нет...

Михаил КОЗАЧКОВ, скриншоты видеозаписей предоставлены Бериком Мамбековым, Алматы

Поделиться
Класснуть