Что за жизнь без тойханы
В Шымкенте представители той-бизнеса подсчитывают убытки из-за карантина и просят снять запрет хотя бы для мини-свадеб и скромных юбилеев.
Рестораны и тойханы закрыты. Бизнес тойханщиков, основанный на проведении масштабных чисто шымкентских тоев на огромное количество гостей, не только потерял львиную долю доходов, но и оставил без работы технический персонал точек общепита. Доставку еды шымкентским гурманам смогли организовать далеко не все рестораны.
Да и сами горожане находятся в нетерпеливом ожидании: сколько накопилось за время ЧП и карантина неотпразднованных юбилеев, свадеб, беташаров! Но ограничения вновь лишили последней надежды той-бизнесменов на открытие их заведений и шымкентцев, которые ждут, когда смогут закатить пир на весь мир.
О своих проблемах рестораторы заявили, собравшись на площадке палаты предпринимателей “Атамекен”.
В Шымкенте действуют порядка 100 залов торжеств вместимостью от 250 человек и более. В палате подсчитали: до введения ЧП в разгар сезона в каждой тойхане проводилось в среднем по 15 мероприятий в месяц. В залах торжеств работают свыше шести тысяч человек. Помимо этого в бизнесе задействовано порядка 95 продюсерских центров, 50 компаний, занятых оформлением залов, 70 свадебных салонов, продуктовые рынки и так далее. Таким образом, по самым минимальным подсчетам, в шымкентской той-индустрии задействовано семь тысяч человек, а в совокупности с самими работниками залов это более 13 тысяч.
- Сегодня 90 процентов человек сферы шымкентского той-бизнеса остались без работы. Субъекты предпринимательства этой отрасли терпят большие убытки, ведь по-прежнему нужны средства на содержание зданий, комуслуги, охрану, налоги, сохранение части сотрудников. Это составляет в среднем от 1 до 3,5 млн тенге в месяц с одной тойханы, - сообщил директор РПП Нурлан КАБИШТАЕВ. - У многих владельцев тойханы есть кредитные обязательства перед банками. Как минимум 3 млрд тенге ежемесячно теряют из-за карантина люди, задействованные в шымкентском той-бизнесе.
Но сначала первый заместитель акима Шымкента Ербол САДЫР, а потом и главный санитарный врач мегаполиса дали рестораторам понять, что открытие их заведений в Шымкенте пока невозможно. В третьем городе республиканского значения по-прежнему высокий уровень вновь выявленных больных коронавирусом, а открытие ресторанов для проведения банкетов на несколько сотен человек может спровоцировать дальнейший рост заболеваемости.
Предприниматели, чтобы начать зарабатывать, готовы принять все условия, поддерживать усиленный санэпидрежим, замерять на входе температуру у посетителей, готовы устраивать мероприятия для меньшего количества человек, скажем, не для 400-500, а до двухсот, чтобы хоть как-то продержаться.
Тойханщики, не найдя решения своих вопросов на месте, эту тему подняли на более высоком уровне - правительственном. Премьер-министр Аскар МАМИН во время обсуждения с предпринимателями Нур-Султана, Алматы, Шымкента, Туркестанской, Жамбылской, Актюбинской, Атырауской, Мангистауской, Кызылординской и Западно-Казахстанской областей поддержал только отсрочку платежей по кредитам и налогам.
- Предприятия вынуждены отправлять своих работников в неоплачиваемые трудовые отпуска. По нашим прогнозам, если карантинные ограничения продлятся, то повторно не откроются 30-40 процентов заведений, - жаловался премьеру президент ассоциации ресторанно-гостиничного бизнеса Horeca-Kazakhstan Шымкента Игорь КОПАЙЛОВ. - Не все сейчас могут позволить себе работать на доставку, поскольку это несет за собой расходы, а будут ли заказы, неизвестно. На доставку сейчас работают всего 50-60 процентов заведений.
Между тем налоговики расчеты атамекеновцев по потерям тойханщиков подтвердить не могут, так как это один из самых непрозрачных видов бизнеса, где не принято показывать доходы и официально нанимать сотрудников. Но это еще и довольно влиятельная отрасль сферы услуг. Не исключено, что той-бизнес, несмотря на ситуацию с коронавирусом, продавит свои интересы...
Ирина КАЗОРИНА, Шымкент