По ошибкам учатся
Как авторы учебника “Краеведение Алматы” “воскресили” Чокана Валиханова и исказили другие факты из истории города
Алматинец Мади КАИПОВ много лет был учителем географии в школе, но потом тяжело заболел и был вынужден уволиться. Теперь восстанавливается после долгого лечения. Чтобы как-то заработать без больших нагрузок, стал вести уроки самопознания в школе. Он рассказал мне о том, что всю жизнь увлекается краеведением, состоит в Ассоциации гидов, и показал учебник “Краеведение Алматы” для 5-7-х классов.
-Это книга одного из моих учеников. Я увидел ее случайно: он пришел на мой урок и положил ее на парту. Честно говоря, я очень обрадовался, когда ее увидел. Еще подумал: как же хорошо, что детям так подробно рассказывают о родном городе. Попросил эту книгу на пару дней. Начал ее читать и…
Мужчина перелистывает страницы, указывая на ошибки, о которые он споткнулся.
- Вот послушайте, - зачитывает он мне абзац из учебника. - “А на заросших лесом склонах хребта Айдар и в долинах у его подножия обитает около восьми видов медведей и кабанов, и это всего в 6-10 километрах от оживленной трассы”. Представьте себе! Восемь видов медведей и кабанов! Во всем мире всего восемь видов медведей, и почти все они, получается, обитают у этого хребта! Удивительно! Единственный косолапый, который там водится, - тянь-шаньский бурый, или белокоготный, медведь. И то редкость его увидеть. Я стал проверять, откуда могла взяться эта ошибка. Нашел статью в интернете, в которой написано, что у хребта Айдар водится восемь особей медведей, а в учебнике указали, что восемь видов.
Или вот, посмотрите, на сороковой странице говорится, что Музей истории Алматы разместился в здании бывшего Верненского приюта, открытого в 1879 году (речь о здании на пересечении улиц Наурызбай батыра и Кабанбай батыра). Но этого быть не могло. Я много лет изучаю жизнь Поля ГУРДЭ - архитектора Верного. Дом, о котором идет речь, появился в городе после разрушительного землетрясения в 1887 году. Здание было открыто в 1892 году, я даже знаю дату - 25 июня.
А потом, как в сказке: чем дальше, тем страшнее. Авторы рассказывают школьникам о БАО. В начале учебника (название озера выделено мной. - О. А.): “Большое Алматинское озеро. Ранее водоем носил название Жосалыколь… Охристое озеро (каз. Жосалыкол). Крутой осыпной склон восточной экспозиции, сходящий к озеру, имеет местами красноватый цвет за счет розовых гранитов”.
Но к концу учебника настрой авторов меняется, и в книге появляется более лиричная, романтичная, я бы сказала, версия происхождения названия БАО: “Экскурсия на Большое Алматинское озеро. Оно очень красивое, особенно ранним утром. Когда его голубая поверхность абсолютно спокойна, в ней отражаются небо и окружающие горы. Казахское название водоема Жасылколь (Голубое озеро)”.
Наверное, именно в этот момент ученики 5-7-х классов должны применить все навыки критического мышления, полученные благодаря внедрению “обновленки”, провести анализ полученных знаний и сделать вывод, как же на самом деле по-казахски называлось Большое Алматинское озеро. Возможно, это инновационный подход к обучению, который МОН пока не афиширует.
Вот еще один кейс из той же серии: “Исследование скал в Тамгалы-Тас началось в конце XIX века. В 1875 году Чокан Валиханов сделал зарисовки местности, а в 1897-1998 годах (обратите внимание, как долго работал ученый. - О.А.) монголовед Алексей Позднеев в журнале “Известия Русского географического общества” дал подробное описание надписей и рисунков”.
- Чокан Валиханов не мог сделать рисунки в 1875 году. Его уже не было в этом мире - десять лет, как он умер, - разводит руками Мади. - Урочище Тамгалы расположено в 170 километрах к западу от Алматы. Это место, которое находится за поселком Узынагаш. Его открыли в 50-х годах XX века. Валиханов не мог их видеть. Да, он делал зарисовки, но совершенно других наскальных рисунков - известных всем Будд, которые находятся совершенно в другом районе. И было это в 1856 году. Я, кстати, проверил, что об этом пишут в интернете. Да, там действительно есть статья, в которой указано, что Валиханов сделал рисунки в 1875 году. Но, повторяю, это ошибка, причем грубая. И, вероятно, она перекочевала в учебник.
Краевед перечисляет еще несколько моментов, на которые он обратил внимание: “река Проходная - правый приток Большой Алматинки”. Хотя на самом деле это левый приток. Непозволительная для специалиста неточность!
- В одном из параграфов путаница с гербами Верного и Алматы. Все они изображены на картинке, и под первым указано, что он был символом города до 1857 года, - показывает Каипов. - Но этого не могло быть. Потому что Поль Гурдэ, автор этого герба, оказался в Казахстане в 70-х годах XIX века. Если честно, я не проверял достоверность всех остальных гербов, но, насколько мне известно, герб Гурдэ был единственным принятым до революции. А здесь другая информация. Не стану ее оспаривать, так как просто могу о них не знать.
Хотя, конечно, на фоне воскресшего Валиханова все остальное кажется пустяком.
- Это только ошибки, касающиеся краеведения. Но в учебнике есть разделы, посвященные культуре и музыке, в которых я разбираюсь не так хорошо. Может, и там есть неточности? Не знаю. Это учебник для школ, по которому занимаются наши дети. Тираж 40 тысяч экземпляров - государство потратило минимум 20 миллионов тенге на его издание. Кто-то из учителей может и не заметить этих ошибок и рассказывать так, как там написано. А пришел я к вам, потому что обидно. Ну нельзя ведь так...
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы